Бойкот Олимпиады-80 лишил оргкомитет денег и спонсоров. От сотрудничества с McDonald’s СССР отказался сам
Спонсоры — движущая сила Олимпийских игр. Терять их не на руку ни Международному олимпийскому комитету (МОК), ни организаторам Олимпиады. Сейчас за них бьются ребята в Токио, а в Москве делать это было практически бесполезно. В декабре 1979 года Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Президент США Джимми Картер потребовал вывести их в течение месяца, пригрозив бойкотом Игр. А дальше вы знаете. Политика вмешалась в спорт, из-за чего многие топовые атлеты на Олимпиаду не приехали. Оргкомитет Игр-80 считал, что доходы составят 855 млн рублей, а расходы не превысят 365 млн. От одной продажи прав на телетрансляцию советская сторона собиралась выручить около $72 млн. Но из-за бойкота московская Олимпиада начали терять не только участников, но и спонсоров. Вложения приходилось отбивать с трудом. Договоренности, которые случились еще в Лозанне, быстро перестали иметь вес. Правительству пришлось выделить на Олимпиаду дополнительные 18 млн рублей. Телекомпания NBC нанесла серьезный ущерб Играм, не заплатив деньги МОК и СССР. В итоге общая задолженность телекомпании перед оргкомитетом составила 8,4 млн рублей. Самым болезненным стал отказ нескольких фирм от поставки световых табло для стадионов. Их пришлось срочно делать на советских и венгерских предприятиях. Не сошлись мы и с японской фирмой MIZUNO, которая была партнером эстафеты огня. Олимпийский факел срочно переделывали, потому что он не устроил организаторов. Японцы отказались его совершенствовать, поэтому переделывали дизайн уже художники ленинградского Мухинского училища. История с напитками — самая интересная. Президент компании The Сoca-Cola Company Пол Остин успел подписать контракт с оргкомитетом до бойкота, но все равно пришлось трудно. Компания отказалась от права официального поставщика Олимпиады, а оборудование, которое ранее было прислано в СССР, осталось в свободном пользовании советских организаций. В качестве компенсации Coca-Cola обязалась выплатить $2 млн. Наши руководители сначала отказались от такого плана. Обосновывали так: — Зачем нам этот скипидар напополам с лимонадом?! Зачем нужно везти этот напиток в Россию, если у нас есть прекрасный русский квас, у нас минеральные воды, наконец, тонизирующие прохладительные напитки типа «Байкал»? Истерика была такой сильной, что член Президиума ЦК КПСС Михаил Суслов затормозил целую партию качественных олимпийских билетов только из-за того, что на них были водяные знаки с изображением логотипа Сoca-Cola. В разгар бойкота все, что напоминало о США, вызывало сильное раздражение у властей. Правда, напитки все же были представлены на Олимпиаде, потому что Coca-Cola была официальным спонсором Игр с 1928 г. Не учесть этого не могли. Компания предоставила готовую продукцию (напитки кока-кола и фанта), концентрата для производства этих напитков, а также специальное торговое оборудование. Таких проблем у ребят из Pepsi не было. Напиток в СССР мелькнул еще в 1959 году на выставке в Москве, а в 1970-е начал изготавливаться на заводах в Новороссийске и Евпатории. Для участников и гостей Олимпиады-80 было поставлено около 6 млн. бутылок. А вот кола распространялась только на территории олимпийских спортивных объектов. Так удалось избежать конфликта конкурирующих фирм. Была возможность у советских людей попробовать продукцию McDonald’s еще в 80-е, но переговоры сорвались по нашей вине. Руководство компании предлагало построить к Олимпиаде в Москве три крупных ресторана, обеспечить необходимой техникой и полуфабрикатами, обучить персонал, а также заплатить крупный спонсорский взнос. Однако советская сторона не стала заключать контракт, потому что руководство страны увидело в этом «протаскивание в страну пагубного западного образа жизни». Одним из официальных спонсоров Олимпиады-80 в Москве стал Mercedes-Benz. Контракт немцы подписали с советской стороной еще в 1978 году. А перед соревнованиями передали нам не один десяток автомобилей в качестве безвозмездного дара. Притом, что ФРГ бойкотировала Игры. Все спонсорские обязательства выполнила только одна фирма — Adidas. Это подтвердил и глава оргкомитета Игнатий Новиков. Корпорация предоставила экипировку для персонала и спортсменов. Правда, изначально власти хотели, чтобы престиж страны обеспечивала фирма Levi’s. Вот только в феврале 80-го уже изготовленные джинсы и куртки в страну не прислали. Не побоялся помочь СССР президент Adidas Хорст Дасслер. Изменили только условия поставок. Например, вместо белых кроссовок были закуплены серо-черные, а костюмы Дасслер заменил костюмами своего плавательного бренда Arena. Остальное уже меняли по инициативе партийного руководства. В итоге вместо традиционных трех полосок на лампасах ограничились одной красной. В оформлении кроссовок полоски сохранили, но по расположению они напоминали букву «М», подчеркивая, что Олимпиада проходит в Москве. Осовременивалась наша страна с большим трудом. Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене