Авиаэксперт назвал необходимым пересмотр медицинских стандартов для пилотов
Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект по урегулированию организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации. Согласно проекту, было предложено сформировать базу данных о состоянии здоровья всех членов экипажа и диспетчеров управления. В частности, он предусматривает увольнение в период, когда сотрудник несет наказание за употребление наркотических веществ без назначения врача. «Предложение направлено на некое упорядочение контроля за состоянием здоровья пилотов, бортового экипажа и диспетчеров», — объясняет инициативу авиаэксперт Роман Гусаров. — «Дело не в том, что медицинское освидетельствование проводится сейчас как-то не так — напротив, в России самые жесткие правила отбора по медицинским показателям на летную службу». По словам эксперта комитета по транспорту ГД, проблема нынешней системы заключается в том, что отсутствует единая информационная база о состоянии сотрудников авиации. И отследить, где мнения специалистов по поводу состояния человека расходятся, а где был произведен, допустим, подкуп — не представляется возможным. «Особенно это касается профессиональных заболеваний», — отмечает Роман Гусаров. — «В частности, среди пилотов распространен диагноз «нейросенсорная тугоухость». И случается, что на медкомиссии, которую человек проходит самостоятельно, ему ставят этот диагноз, но на летной комиссии ему удается его скрыть». Источник: pxhere.com Бывали случаи, когда на летных комиссиях у пилотов и бортового экипажа выявляли такие заболевания, из-за которых они должны были быть отстранены со службы заблаговременно. Остаются в профессии люди с недугами и за взятки — именно с этим новый законопроект призван бороться. «Должна быть собрана единая база, все члены экипажа проходили медицинскую комиссию в одном месте», — считает Роман Гусаров. — «Чтобы вся история, связанная с медицинским сообществом, была зафиксирована, и мы были спокойны за то, что воздушными судами управляют здоровые люди. Что не только здоровью пассажиров, но и их собственному ничего не угрожает». Авиаэксперт сравнивает информационную базу о здоровье с уже существующей системой на портале Госуслуг, где собрана информация и о правах, и имуществе, и налогах в одном месте. Подобное необходимо сделать и для специалистов летного персонала, где здоровье — один из наиважнейших критических факторов. Профессиональные заболевания экипажа воздушного судна Наиболее частый диагноз у пилотов — нейросенсорная тугоухость, которая проявляется ухудшением слуха. Однако авиаэксперт оговаривается, что распространенной эта проблема была в старые времена, когда в кабине пилота не было хорошей звукоизоляции. «Это характерно для шумных самолетов, их двигатели были шумные, в кабине, сквозь наушники, пилоты друг друга практически не слышали», — объясняет Роман Гусаров. — «Особенно это касалось турбовинтовых самолетов. Современные же модели значительно более безопасны в этом отношении, хотя популярный диагноз периодически всплывает». Объяснением этому феномену могут служить простые возрастные изменения в организме человека, именно поэтому весьма трудно установить, должна ли выплачивать авиакомпания компенсацию за ухудшение слуха сотрудника. По словам авиаэксперта, пока не существует исследований, которые предоставят статистику подобных возрастных расстройств у мужчин того же возраста, не связанных с полетами. «У стюардесс, бортпроводников нередко проявляются заболевания сосудов, варикоз», — продолжает Роман Гусаров. — «Они проводят весь полет на ногах, на каблуках, кроме того происходят постоянные перепады давления. Но стоит отметить, что авиация не считается чрезмерно вредным для здоровья видом трудовой деятельности». Источник: pexels.com В работе на борту есть еще один риск — повышенный радиационный фон. «Ближе к небесам — тоньше атмосфера». Среди наиболее опасных болезней для самих пилотов и для безопасности полетов эксперт комитета по транспорту ГД выделяет проблемы с сердцем — инфаркты и инсульты. «Нет исследований, доказывающих, что пилоты чаще подвержены болезням сердечно-сосудистой системы. Однако статистика показывает частые случаи заболеваний среди сотрудников авиации», — рассказывает Роман Гусаров. — «Статус контроля за здоровьем пилота резко повышается после сорока лет, отслеживаются возрастные изменения». По словам авиаэксперта, в России система контроля за состоянием здоровья авиационных сотрудников — самая строгая в мире. Нередки случаи, когда пилот после академии летает всего 20 лет, а после исполнения 40 лет его отправляют на пенсию. Тем временем, за границей пилоты преклонного возраста — 60, 70 лет — вовсе не редкость. При этом в кабине всегда находятся два летчика — опытный, с продолжительным стажем, и молодой — для подстраховки. «Возможно, новый законопроект при более высокой степени контроля, пересмотрит при этом жесткие меры отбора пилотов, потому что сегодня их списывают из-за любых заболеваний, которые даже не угрожают полету», — считает Роман Гусаров. — «На Западе с такими недугами можно продолжать карьеру, у нас — на пенсию. При этом, и пенсия достойная, но летать еще хочется».