Волгоградец рассказал о кросс-кантри
Не знаешь, как решить мучившую тебя проблему, садись на велосипед и отправляйся в долгий путь. По словам нашего героя, езда на велосипеде похожа на медитацию, которая помогает привести мысли в порядок. Однако кататься просто для удовольствия – это не про нашего героя, в его жизни обязательно должны быть соревнования и победы. И чтобы получать призовые места в крупных соревнованиях, он организовал в родном городе тренировочные турниры – так появился кубок по кросс-кантри. Наша коллега Марина Романова расспросила Евгения Александрова о его первых соревнованиях и тренировочном процессе. Volgograd XC Cup и команда единомышленников – Евгений, как родилась идея проведения в Волгограде соревнований по кросс-кантри? – Идея родилась достаточно давно. Раньше у нас каждый год организовывали локальные любительские соревнования, но это было достаточно редко, всего два-три раза в год. Каждую гонку мы ждали с нетерпением, готовились, а когда проезжали – хотелось еще. Официальные старты областного уровня тогда вообще практически не афишировались, и принять в них участие было проблематично. В 2015 году я попал на серию подобных соревнований в других городах и был приятно удивлен – трассы оказались намного сложнее, участников больше, а уровень их подготовки значительно выше. – И вы решили продвигать тему у нас? – Да, чтобы в следующий раз выступить с лучшим результатом, решил организовать в Волгограде что‑то типа тренировочной базы. Вместе с другими велогонщиками мы начали делать более сложную трассу, и в том же году при поддержке одного из спортивных магазинов провели на ней гонку, ставшую тогда самой массовой гонкой по кросс-кантри в нашем городе. Уже в следующем году таких гонок получилось провести две, после чего решили объединить их в один кубок под названием Volgograd XC Cup. Затем добавлялись новые форматы гонок, новые трассы и места проведения, а количество этапов увеличилось до пяти-шести. Практически с самого начала сделали отдельную облегченную категорию для новичков, где трассы были проще, а дистанция меньше. Так что в целом можно сказать, что изначально кубок по кросс-кантри появился для того, чтобы не было скучно в течение сезона и чтобы можно было повышать свои навыки езды. – А сейчас это уже все по-взрослому? – Я бы сказал, что сейчас это не только спорт, но и особая дружеская атмосфера и хорошая компания единомышленников. В прошлом году на Нулевой продольной я провел первую в Волгограде шоссейную гонку. Надеюсь, что данный опыт получится повторить и усовершенствовать. Не рассчитал темп – А как сами впервые сели на велосипед, помните? – Меня потянуло к велосипеду в классе шестом-седьмом, когда мне его подарили на день рождения. Часто с друзьями катались по округе, но потом велосипед сломался и поселился в гараже. А в старших классах я про него и вовсе забыл. И только будучи студентом 4‑го курса, восемь лет назад, я купил себе уже современный горный велосипед. Мне нравились поездки по пересеченной местности – там и спокойнее, и красивее, и интереснее. И первое время я просто участвовал в «покатушках» с другими велосипедистами, выбираясь за город на весь день. Дистанция наших прогулок постоянно увеличивалась, а уверенность в своих возможностях и физической мощи росла и крепла. – Настолько поверили в себя, что через год заявились на соревнования? – Да, мои первые соревнования состоялись близ поселка Городище осенью 2013 года. Помню, за день до гонки лил сильный дождь, и на трассе ожидалось приличное количество грязи, что, вероятно, и спугнуло некоторых участников. Я, как и многие новички, был уверен, что с целым‑то годом активного катания за спиной непременно должен если не выиграть, то хотя бы занять одно из призовых мест. Стартанул тогда не жалея сил и километр-полтора даже держался в первой тройке. Но, как потом оказалось, попросту не рассчитал темп, быстро устал и в итоге финишировал где‑то в середине протокола. – Но ведь не проиграли! – Вроде в грязь лицом не ударил в переносном смысле, а вот в прямом – прилег на бок в одной из многочисленных луж на трассе. Однако я получил невероятный заряд эмоций от духа соревнований. Это чувство не отпускает меня до сих пор. Я катался в Хвалынске, Саратове, Астрахани, Ростове, Новочеркасске, Краснодарском крае. Иногда выбираюсь в незнакомую местность просто для того, чтобы полюбоваться природой, получить новые впечатления. Экипировка важна – О чем думаете, когда крутите педали? – Обо всем и разном. Езду на велосипеде можно сравнить с активной медитацией – она очень хорошо помогает привести мысли в порядок, иногда даже найти верное решение какой‑то сложной задачи. Правда, все это актуально для расслабленной, прогулочной езды, а не для интенсивных тренировок с повышенными нагрузками. Там не помедитируешь! – У вас есть какое-то особое снаряжение? – Правильная экипировка приобретается с опытом. В самом начале своего увлечения велосипедом я катался в майке и джинсовых шортах. Потом переоделся в простую спортивную одежду, нацепил спортивные очки и велоперчатки. Потом приобрел простенькую велоформу, в которой ездить стало намного комфортнее, и купил шлем – в нем и безопаснее, и солнце голову не печет. Сейчас у меня только летней специальной одежды пара десятков комплектов. Примерно столько же на холодное время года, пара шлемов, несколько пар перчаток на разные температуры, обувь для контактных педалей... – А можно без чего‑нибудь обойтись? – В плане безопасности ношение шлема и очков для меня – это обязательное условие езды на велосипеде, без них я никогда не выезжаю, исключение составляют только прогулки по парку или прогулка до ближайшего магазина. В основном я передвигаюсь по проезжей части, там без шлема вообще никак. Очки нужны потому, что на скорости в глаза могут попасть насекомые, пыль или какой‑нибудь камень, что легко может привести к падению и травмам. Усталость на высоком пульсе – Кстати, о травмах. Случаются? И как избежать? – Если говорить о тренировках на горном велосипеде, то не нужно лететь сломя голову, особенно когда впереди может быть сложное покрытие, такое как колея, камни, ямы, крутые спуски и повороты. Как правило, любая трасса сначала прикатывается в легком темпе, и только потом уже на ней можно наращивать скорость. Особо аккуратным нужно быть и во время соревнований – на высоком пульсе накапливается усталость, внимание рассеивается и реакция уже не такая быстрая. Иногда люди начинают ошибаться на технических участках, которые до этого проезжали идеально. – Ваш вид спорта можно отнести к экстремальным? – Без сомнения. Кросс-кантри несет в себе некоторые риски для здоровья и жизни. На сложных спусках можно неудачно упасть, заработать ссадины, ушибы, даже переломы. В жаркую погоду можно получить тепловой удар – случалось и такое. Поэтому нужно уметь выполнять сложные элементы, чтобы все проходило на автомате – хороший баланс, распределение веса, обработка рельефа, правильное торможение и другие важные моменты качественной езды. У меня бывали случаи, когда на тренировке я получал небольшое сотрясение, ломал пару пальцев, получал ушибы, ссадины, рваные раны.