ЦСКА — первый, Тутберидзе уступает. Чем запомнились контрольные прокаты фигуристок-юниорок

Непривычно видеть подобные расклады после многолетнего и безальтернативного доминирования школы Этери Тутберидзе в женской одиночке. Хотя на самом деле объяснение тому, что в этом году она уступила пальму первенства коллегам из ЦСКА, элементарно и не связано ни с какими категориями из разряда "сдала" или же "подвинули". Просто главное оружие Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) на Олимпийских играх 2022 года — Камила Валиева, тренирующаяся в "Хрустальном", — с этого сезона фактически досрочно переходит во взрослый уровень. Пока что это распространяется лишь на контрольные прокаты (Камила будет кататься в сентябре со взрослыми, юниорские смотры она пропустила), но после них ее, скорее всего, допустят и к этапам Кубка России среди мастеров спорта. Президент ФФККР Александр Горшков сообщил ТАСС, что подобный сценарий рассматривался только для Валиевой, и это, если отложить вопросы этического характера, очень дальновидный и верный со стратегической точки зрения шаг. Юниорская серия Гран-при отменена, что будет со второй частью сезона — неизвестно, а до Олимпиады остается всего два года. Весной Камила в интервью ТАСС рассказала, что нынешний сезон планировала посвятить обкатке программ с тройным акселем и вторым четверным прыжком в дополнении к тулупу — сальховом. Усложнения технической базы в ее случае можно рассматривать как еще одно подтверждение чемпионских амбиций, причем на сей раз губительное для конкуренток. Мало кто в состоянии ответить на тройные аксели и два вида четверных прыжков при компонентной поддержке, но есть одно "но": для обкатки обновок требуются боевые стрессовые условия, коими и призваны стать для 14-летней фигуристки взрослые национальные соревнования, конкуренция на которых едва ли не выше, чем на международных. Предполагалось, что Этери Георгиевна выставит четырех одиночниц, но буквально за несколько часов до представления коротких программ из-за болей в ноге снялась ее воспитанница Аделия Петросян. Помочь Тутберидзе в неофициальном соперничестве с конкурентами могла бы владеющая тройным акселем и четверным тулупом Софья Акатьева, но ей для преодоления возрастного ценза надо было родиться буквально на неделю раньше. В отсутствие Валиевой и других на женских прокатах в "Новогорске" группа Тутберидзе была представлена Дарьей Усачевой, Майей Хромых и тренером по прыжкам Сергеем Дудаковым, который выводил фигуристок на лед. Среди всех участниц Усачева и Хромых были самыми опытными — у обеих за плечами по одному целиковому юниорскому сезону, а у первой — еще и бронза с серебром на финале Гран-при и юниорском чемпионате мира соответственно. Впрочем, вряд ли можно сказать, что опыт хоть в какой-то мере помог им. Обе фигуристки представили по две новые программы — своеобразный манифест против тенденций этого сезона, в котором многие спортсмены из-за различных сложностей, вызванных пандемией, вынуждены оставлять постановки на второй год. Для Усачевой Тутберидзе и хореограф-постановщик Даниил Глейхенгауз выбрали хорошо знакомые спортсменке лирические темы. В короткой — идущая у Усачевой второй год "дисиз"-линия под один из саундтреков фильма "Мулен Руж" Fly Away в исполнении Николь Кидман. После прошлогодней Je suis malade (дословно — я больна. Пусть и по смысловому наполнению треки разные) лирико-драматическая постановка с намеком на трагичный финал — судя по всему, в одной из сцен Дарья показывает, как Сатин обнаруживает у себя признаки туберкулеза, — просто не могла стать откровением и раскрыть фигуристку для зрителей с новой стороны. Возможно, сама Усачева пока что до конца не чувствует себя в постановке или же просто не успела до конца восстановить тройные, но в "Новогорске" она ошибалась довольно часто. Единственным уверенным прыжковым элементом в короткой программе у нее был высокий и визуально очень легкий двойной аксель. Судя по тому, что он открывает обе постановки, команда Тутберидзе не теряет надежд превратить его в тройной. С произвольной программой все еще интереснее. Саундтреком к ней послужат песни из фильма "Ромео и Джульетта" — чрезвычайно популярной темы в этом году. Помимо всех остальных, выбравших ее в качестве музыкального сопровождения, под эти мелодии будет кататься Александра Трусова, весной перешедшая от Тутберидзе в академию Евгения Плющенко. Причем у Александры, как и у Дарьи, "Ромео и Джульетта" будет звучать в произвольной программе. Первый прилюдный прогон новой "произволки" у Усачевой получился значительно лучше, чем короткой, однако без падения в итоге не обошлось. Приятно удивила Майя Хромых. В короткой у нее — блюз с лишенной эроса лирикой и полярно кокетливым саундом I’ll Take Care Of You в интерпретации Бет Харт. Слово "кокетливый" подобрано во избежание эпитета "сексуальный", хотя в этом случае программа в столь дерзком и живом исполнении вполне может стать таковой через несколько лет. И в этом — главное открытие Хромых, которую ранее упрекали за излишнюю зажатость и не слишком яркое персоналити. Стоит сказать, что этот недуг — скованность в корпусе, плечевом поясе и боязнь лишний раз дать огня — пока не получилось победить окончательно, но тот шаг, который удалось совершить спортсменке и тренерам в этом направлении, уже сейчас способен принести дивиденды во второй оценке. С технической частью Майя справилась безошибочно, и в этом тоже можно найти небольшой повод для удивления, ведь она — самая рослая юниорка в сборной, а высоким фигуристкам прыжки даются особенно тяжело. После игривого начала Хромых представила сильную произвольную программу на композицию Альфреда Шнитке из фильма "Сказка странствий". Причем сильную не только в эмоциональном плане, но и в техническом — первым же прыжком у нее стоял четверной сальхов, который она пыталась напрыгивать в конце прошлого сезона, и это единственная попытка выполнить квад на женских юниорских прокатах этого года. Пока что не получилось ни приземлить, ни докрутить (визуально недокрут составил не менее половины оборота). Кроме того, к падению на сальхове добавилось еще одно — на тройном лутце, не самый уверенный тройной риттбергер и натужные вращения, однако уже сейчас заметно, что эта постановка при безошибочном исполнении способна произвести мощное впечатление на судей и зрителей. Но пока в группе Этери Георгиевны прикидывают перспективы на будущее, в настоящее ворвался ЦСКА. Причем сразу двумя группами — Елены Буяновой и Сергея Давыдова. Именно ученицы этих тренеров Елизавета Осокина и Софья Самоделкина могли бы стать победителями этих прокатов, если бы на них выставлялись оценки, причем каждая из них выигрывала чем-то своим. Осокина — исключительным, быть может, даже лучшим в этом году качеством и разнообразным стилем постановок короткой (прошлогодняя — That Man Каро Эмеральд) и произвольной (New World Symphony Дженнифер Томас) программ. Отдельно следует отметить креативный обыгрыш подготовки к прыжковым элементам, что положительно сказывается при выставлении GOE. Заход на прыжок в стиле буги-вуги — это определенно что-то новое, судьям точно должно понравиться. Кроме того, нельзя пройти мимо оригинальных вращений Елизаветы и ее чрезвычайной творческой универсальности, а по тому, как она прыгает уже сейчас, кажется, что никакого карантина и не было вовсе. Да, пока без четверных и тройного акселя, но что-то подсказывает, что у нее все еще впереди. Что же до Самоделкиной, то приз за самую мощную технику, если бы он был, точно ушел бы ей. С тройными акселями фигуристка подружилась еще в прошлом сезоне и к прокатам в "Новогорске" смогла оперативно их восстановить. Спортсменка вместе со своим тренером решили не рисковать — вместо трех трикселей на две программы оставили два (один в каскаде с тройным тулупом), но зато каких! Не стала Самоделкина прыгать и недавно освоенный четверной сальхов, но от этого впечатление не сильно испортилось. Важнейшим итогом выступления Софьи можно считать значительную прибавку в качестве скольжения, что в свою очередь поможет при заходах на прыжки. Первые плоды этого можно было увидеть уже в "Новогорске" — от силового отталкивания на тройном риттбергере в короткой в голову сами собой лезут мысли: "А может, тут когда-нибудь будет четверной?" Возможно, в работе над второй оценкой помогают обе оставленные с прошлого сезона программы (короткая — под все тех же "Ромео и Джульетту", произвольная — под "Маскарад" Арама Хачатуряна) с небольшими корректировками в хореографии, однако в нынешних условиях это вряд ли можно считать чем-то зазорным. Тем более что, несмотря на серьезное техническое превосходство над сверстницами, расти во всем, что касается артистизма и презентации, ей еще есть куда. Две оставшиеся участницы прокатов Анна Фролова и Софья Муравьева также связаны с ЦСКА. Первая — напрямую, так как занимается у Давыдова, вторая — уже косвенно. До нынешнего лета она тренировалась под руководством Сергея Дмитриевича, теперь ее наставником является Плющенко. Фролова представила новую произвольную под композицию Эцио Боссо Out of the Room и прошлогоднюю короткую под саундтрек фильма "Матильда", однако оба выступления получились с ошибками. У Муравьевой обе программы новые: короткая — на песню Ne Me Quitte Pas в исполнении Селин Дион и произвольная — под Лунную сонату, однако помимо двух падений в "произволке" в глаза бросилась излишняя суетливость спортсменки, вызванная, вероятно, сильным волнением. Владислав Жуков

ЦСКА — первый, Тутберидзе уступает. Чем запомнились контрольные прокаты фигуристок-юниорок
© ТАСС