Советские фигуристы выступали под музыку, написанную лидером секты. А партнер срывал прокаты сборной

В фигурном катании главные соперники часто вынуждены делить один лед не только на соревнованиях. Это почти неизбежно приводит к конфликтам, которые замалчиваются годами. Но контролировать эмоции получается не всегда. В 80-х в казалось бы образцовой группе Тамары и Игоря Москвиных случилась драка, которая обернулась двойным переломом челюсти, госпитализацией и дисквалификацией на целый сезон. Не сдержались фигуристы Олег Макаров и Олег Васильев. Васильев и его партнерша Елена Валова работали с Тамарой Москвиной. Они считались очень перспективной парой, но в основную сборную не попадали. Не выдерживали конкуренцию с более опытными Пестовой/Леоновичем и Першиной/Акбаровым. Макаров и его партнерша Лариса Селезнева тренировались под присмотром Игоря Москвина. Выиграли два юниорских чемпионата мира и удивляли судей техничными программами. На взрослый уровень они выходили, освоив сложейший набор прыжков: тройной тулуп, двойной аксель каскад из двойного акселя и двойного тулупа. Кроме того, были чуть ли не единственными в мире, кто исполнял комбинацию из выброса «двойной аксель», тройки и прыжка «двойной аксель». В 1982 в сборной освобождалось одно место. Главными претендентами на него были Валова/Васильев и Селезнева/Макаров. Все должно было решиться на контрольных прокатах. В то время это были полноценные соревнования, на которых собирались не только специалисты из федерации, но и судьи, который выставляли реальные оценки. Прокаты проходили в Алма-Ате. На одной из тренировок Макаров врезался в Валову, она упала, а ее партнер решил разобраться с соперником. «Сеезнева и Макаров катались под музыку, а мои ребята им помешали, — вспоминала Тамара Николаевна в одном из интервью. — Случайно, разумеется, уверена в этом на 100 процентов. Больше подобных инцидентов у нас и не возникало. Мы с мужем всегда внушали ученикам: не делайте подлостей другим, выяснять, кто сильнее, нужно в честной борьбе на катке. А тогда пацаны вспылили, слово за слово. Ситуация усугублялась тем, что в тот год в сборную попадала лишь одна пара. В итоге Макаров сломал Васильеву челюсть в двух местах. Врачи проволокой скрепляли. Кормила беднягу кашей, бульоном, черной икрой. Хорошо, у него зуба не было — через трубочку высасывал». Прокаты сборной оказались под угрозой срыва. Тренеры пытались успокоить всех вольных и невольных участников конфликта, в том числе — представителей федерации. Но Васильев требовал максимально жесткого наказания для своего обидчика. В итоге в федерации решили наказать обе пары — дисквалифицировать на сезон. За Васильева и Валову неожиданно заступилась Ирина Роднина, начинавшая тогда тренерскую карьеру. Предложила допустить до международных турниров Валову и Васильева вместо своих учеников — Першиной и Акбарова. «Я прекрасно понимала, что они единственные, кто может и готов бороться с немцами Бест — Тирбах, которые за год до этого стали чемпионами. Такая, простите, пара уродцев. На тренерском совете я сказала, что Валова и Васильев должны поехать на чемпионат Европы». В итоге — серебро Евро и золото чемпионата мира. А через год — победа на Олимпийских играх в Сараево. На две ступени ниже — вернувшиеся после дисквалификации Селезнева и Макаров. Примерно в это же время в Ленинградском окружном клиническом госпитале появился Сергей Коновалов, выпускник военно-медицинского факультета Куйбышевского мединститута. В начале своей врачебной практики он твердо верил в научные достижения в области медицины. Но на фоне тяжелой болезни отца (тот умер от рака) быстро разочаровался в традиционных методах лечения. И начал работать над собственным информационно-энергетическим учением. Его суть сводится к тому, что причиной всех болезней является «негативный массив информации», избавиться от которого можно с помощью доктора Коновалова. Себя он называет посредником между космическим разумом и людьми и говорит, что забирает всю боль. При этом, правда, умудряется полностью снять с себя ответственность за последствия своих практик, утверждая, что он дает только необходимые знания и направляет энергию, а лечат себя пациенты сами. Если кто-то продолжает болеть, значит, плохо работает с энергией и ленится. Сейчас у Коновалова немало последователей. Работает официальный сайт, на котором есть анонсы творческих встреч: в Санкт-Петербурге — на «Сибур Арене», в Москве — в ГКЦЗ «Россия». Кроме того, на время пандемии Коновалов запустил так называемые планетарные сессии, проще говоря, онлайн-семинары. Все это очень напоминает сеансы массового гипноза, во время которых Коновалов призывает отказаться от лекарств и услуг традиционной медицины. Некоторые эксперты еще более категоричны в своих оценках и находят все признаки авторитарной секты. Чтобы овладеть тайным знанием, нужно купить билет. Его стоимость варьируется от 8 до 11 тысяч рублей. Кроме того, в зал не пустят без буклета с фотографией, книги и воды, заряженных главным идеологом информационной медицины. За этот набор нужно отдать еще около 1000 рублей. После семинаров предлагают купить диск с музыкой Коновалова. Музыка — совершенно особенное направление в его деятельности. По словам Коновалова, она — тоже лечит. «Современная музыка разрушительная для клетки, — утверждает он. — Сейчас в основе всего ритм, в основном — барабаны. Вижу в микроскоп, как во время звучания такого барабанного ритма живая клетка начинает самоуничтожаться, не выдерживая этого. Ей нужна аритмия, свободное исполнение произведения. В музыке очень важен принцип аритмии. Такая музыка благоприятна для живых клеток. Вот почему люди, которые слушают такие произведения и находятся в звуковой атмосфере, вдруг начинают ощущать себя по-другому, даже не зная, что это за музыка. У них поднимается настроение, уходят боли, работоспособность увеличивается. Потому что музыка живая, записанная в физиологически нормальном режиме: ее ритм совпадает в живым ритмом клетки». Композитором Коновалов начал называть себя задолго до того, как окончательно оформил свое информационно-энергетическое учение. Во второй половине 80-х под его музыкальное влияние попали Олег Макаров и Лариса Селезнева, на тот момент уже бронзовые призеры Игр в Сараево. В олимпийском Калгари они выходили на произвольную программу под его произведение «Поток». «Мы познакомились с Сергеем Сергеевичем где-то в 87-м году, — рассказывал Макаров в программе «Прямой эфир». — Мы даже не знали, кто он, чем занимается. Но как-то разговорились, и он сказал, что пишет музыку. Мы попросили его исполнить какое-нибудь произведение. Он сыграл. Нам все понравилось. И мы сразу же спросили, сможет ли он написать для нас музыку. Он согласился. Так появился «Поток», с которым мы выступали в олимпийском сезоне. У меня была травма — проблемы с коленом. Врачи говорили, что повреждены мениски, внутренний и наружный. Коновалов посмотрел мое колено и сказал, что мне поставили неправильный диагноз. Сделали несколько снимков, и он скорректировал лечение. Но в те годы он еще не занимался нетрадиционной медициной, был врачом кардиологического отделения». В Канаде Селезнева и Макаров заняли четвертое место, после — еще дважды выигрывали чемпионат СССР, побеждали на Евро и становились вице-чемпионами. Но вскоре завершили карьеру. В 2002 по приглашению своих бывших тренеров Тамары и Игоря Москвиных перебрались в США. И до сих пор живут и тренируют в Хакенсаке. Их дочь Ксения Макарова была главной надеждой сборной России в женском одиночном катании. До того, как до первых взрослых стартов добрались Елизавета Туктамышева и Аделина Сотникова. Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Советские фигуристы выступали под музыку, написанную лидером секты. А партнер срывал прокаты сборной
© Sport24