«Это не битва титанов». Политолог о современных выборах в ЯНАО
Избирком Ямала опубликовал сведения о движении денежных средств в избирательных фондах политических партий на выборах депутатов законодательного собрания ЯНАО седьмого созыва. ФедералПресс изучил данные избиркома и обсудил с политологом причину нынешней расстановки политических сил и средств. Последствие развития соцсетей Выборы в законодательное собрание ЯНАО пройдут 13 сентября. За 22 депутатских мандата борются 302 кандидата. Это рекорд для Ямала. Напомним, 2015 году в выборах участвовали 179 человек. Тюменский политолог Андрей Шуклин уверен, что такой всплеск желающих стать депутатами связан с открытием новых каналов для агитации – площадки различных соцсетей, аккаунты кандидатов, группы в мессенджерах. «Сейчас идет тренд на увеличение количества участвующей в выборах молодежи, которая априори считается самой активной и пассионарной. Если раньше мы наблюдали «битву титанов», то сейчас на выборы идут молодые кандидаты, которые знают, что не пройдут, но, тем не менее хотят попытать свои силы, заявить о себе, получить опыт»,– отметил политолог. По словам Шуклина, удивляться этому не стоит: «явление повсеместное», тем более, что на Ямале самый молодой губернатор в России – Дмитрий Артюхов, который так или иначе подстегивает молодых и амбициозных людей пойти в политику. Политические дивиденды По данным окружного избиркома, на 18 августа лидерами «финансового» списка стали «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия», уже потратившие на предвыборную агитацию в общей сложности более 9 миллионов 360 тысяч рублей. Например, более 7,5 миллионов рублей понадобилось партии «Единая Россия» на изготовление и распространение агитационных материалов, а также на оплату «услуг информационного и консультативного характера». На втором месте в списке лидеров партий по тратам – вторая по значимости партия в округе – ЛДПР. На ее счет поступило ровно пять миллионов рублей, но пока израсходовано чуть более полутора. Финансовые операции, превышающие 50 тысяч рублей, направлены, как и у единороссов, на изготовление и распространения агитационных материалов. На третьем месте по затратам на агитацию среди партий – «Справедливая Россия». Из поступивших в избирательный фонд почти 1,5 миллиона рублей, израсходовано 310тысяч. Возвращено избирательному объединению – 600 тысяч рублей. Замыкает топ «денежных» кампаний КПРФ. На агитацию партия планирует потратить 650 тысяч рублей. Израсходовано более 500 тысяч. Из них 185 тысяч – на «агитацию через сетевые издания». Политические партии «КПСС», «Партия Роста» и «Родина» решили сильно не шиковать, на счет их поступили шесть, пять и десять тысяч рублей соответственно. Отметим, что три и пять тысяч рублей не дошли до партий «КПСС» и «Родина», так как граждане на указали все реквизиты платежа. Политолог предполагает, что количество мандатов, на которые рассчитывает на или иная партия, прямо пропорционально сумме, которая выделяется на предвыборную кампанию. «Большая сумма заявляется не потому что ее хотят потратить, а потому что знают, что готовы обеспечить мандатами определенное количество человек. Понятно, что на 10 тысяч особо не разбежишься и никакую кампанию не проведешь. Возможно, что остальные не видят перспектив, поэтому не рискуют вкладываться», – подчеркнул Шуклин. Блеск и скромность кандидатов Среди кандидатов-одномандатников размеры избирательных фондов разнятся. У Василия Степанова – 1,5 миллиона рублей, пожертвованные частными охранными предприятиями «Ямал», «Бастион» и «Сатурн-1». У Олега Арно – 1 миллион 404 тысячи рублей. Средства ему предоставили общества с ограниченной ответственностью «Ямбургтранссервис», «Альянс-Энерджи», ФСХ Поиск, «Проэксон» и АО «Русгаздобыча». Интересно, что самый «бюджетный» кандидат на выборах в заксобрание ЯНАО – представитель ЛДПР из села Яр-Сале Сергей Сэротэтто. В сведениях о поступлении денежных средств зарегистрировано всего 600 рублей. Самовыдвиженцы, не являющиеся членами политических партий, имеют в своих фондах от 1200 до 5400 рублей. По словам Шуклина, единственное на что могут потратить такие средства кандидаты – это реклама в соцсетях, пара встреч с избирателями или несколько сотен листовок. Фото: ФедералПресс\ Евгений Поторочин,PereslavlFoto