ЧМ-2018: Особенности проведения государственной экспертизы футбольных стадионов
Проведение чемпионата мира по футболу в России стало завершением огромной работы по проектированию и строительству современных стадионов. Благодаря чемпионату и труду многих коллективов и организаций Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград, Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петербург, Сочи, Самара и Саранск вошли в число футбольных центров, позволяющих проводить футбольные матчи мирового уровня. Во время работы над этим грандиозным государственным проектом представители государственного заказчика, проектных, научных и исследовательских организаций, генеральные и субподрядные организации по строительству в тесном сотрудничестве с экспертами Главгосэкспертизы России смогли решить сложнейшие градостроительные, инфраструктурные, спортивные задачи, чтобы создать условия как для проведения главного футбольного турнира мира, так и для развития спортивной инфраструктуры страны. Основополагающим документом, регулирующим отношения, возникавшие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018, стал Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ. Реализация требований FIFA (FIFA – Международная федерация футбола, главная футбольная организация, являющаяся крупнейшим международным руководящим органом в футболе, футзале и пляжном футболе) в части организации генеральных планов, объемно-планировочных и компоновочных решений стадионов, их внутреннего устройства, включая технологию и системы жизнеобеспечения, требований силовых ведомств по мерам безопасности и контртеррористической подготовки, потребовала масштабной совместной работы представителей всех заинтересованных сторон. Нельзя не отметить, что в некоторых случаях подходы FIFA вступали в противоречие с требованиями действующих на территории Российской Федерации нормативных документов. Для всех отступлений разрабатывались комплексные и противопожарные специальные технические условия (СТУ), включавшие в себя объемно-планировочные, технологические и инженерные решения футбольных стадионов. Все СТУ были утверждены, согласованы в установленном порядке и представлены в составе проектной документации на государственную экспертизу. ● Так, в качестве примера можно привести ряд отступлений, которые отображены в том числе и в специальных технических условиях: количество мест для инвалидов на стадионах: по требованиям FIFA – 1% от общей вместимости зрительских трибун, по требованиям СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» – не менее 5%; ● схема организации земельного участка: по требованиям FIFA обязательно должны быть предусмотрены стоянки для автобусов-шаттлов и для машин Спорткомитета, а по требованиям СП 31-112-2004 «Физкультурно-спортивные залы» этого не требуется; ● объемно–планировочные решения: по требованиям FIFA, площади раздевален должны быть не менее 150 м2, по СП 31-112-2004 «Физкультурно-спортивные залы», предусмотрены площади 45-60 м2); ● помещения пресс-центра по СП 31-112-2004 «Физкультурно-спортивные залы» ниже почти в три раза по сравнению с требованиями FIFA; ● также отсутствовал ряд помещений, предусмотренных FIFA, таких как помещения для мальчиков, подающих мячи, помещения подготовки и хранения формы и другие. Кроме того, для реализации требований FIFA приходилось решать вопросы по: ● организации и устройству стеклянных ограждений у скайбоксов и ВИП-лож; ● изменению площади массажных, раздевален и комнат отдыха для футболистов; ● оборудованию комфортных душевых комнат; ● замене технологического оборудования для обеспечения полноценного питания для посетителей стадионов, при этом необходимо было учитывать решения по системам жизнеобеспечения объекта (водоснабжение, канализация, кондиционирование, вентиляция и т. д.). Учитывая непростые условия площадок под строительство (Ростов-на-Дону, Калининград), проектными организациями был выбран унифицированный и практичный подход к разработке проектных решений по фундаментам, конструкциям трибун, включая подтрибунное пространство, и покрытий. Для реализации требований FIFA, СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» и иных действующих нормативно-правовых актов в проектной документации были заложены решения, отвечающие всем мировым и российским стандартам безопасности. Так, например, предусмотрено два-три рубежа безопасности: наружный периметр (за границами участка – ограждение высотой до 3,0 м, КПП и досмотровые площадки для автомобилей), внутренний периметр, включая стадион, и вход на трибуны. Для стадионов были приняты различные конструктивные решения, что существенно усложняло ход проведения экспертизы. Так были применены: ● фундаменты двух типов – свайные с плитными и ленточными ростверками, объединенные силовой монолитной железобетонной плитой, и ленточные, плитные железобетонные монолитные. Трибуны выполнялись из железобетонных монолитных конструкций по рамно-связевой схеме, кроме того, по отдельным стадионам использовались стальные конструкции по рамно-связевой схеме, а также применялась смешанная схема с монолитным железобетонным каркасом. Конструктивные решения покрытий стадионов приняты различных типов: ● пространственные стальные конструкции из консолей и кольцевых ферм; ● пространственные стальные конструкции из консолей с оттяжками и кольцевых балок; ● вантовая система с одним наружным контуром и двумя внутренними контурами, связанными системой из радиальных гибких вантовых ферм из стальных канатов; ● пространственные стальные конструкции из радиальных консолей и кольцевых ферм; ● вантовая система с одним наружным контуром и одним внутренним контуром; ● пространственная стальная конструкция из радиальных и кольцевых ферм. Несущие конструкции фасадов также применялись разных типов: балочно-стоечная система из стальных элементов, диагональная сетчатая несущая структура из стальных стоек и балок коробчатого сечения и балочно-стоечная система из стальных элементов коробчатого сечения. Кроме того, большое внимание было уделено вопросам использования стадионов в режиме «Наследие» после проведения матчей чемпионата. Проектными решениями предусмотрено сокращение зрительских мест путем ликвидации временных трибун на ряде стадионов и переоборудование стадионов для проведения культурно-зрелищных, развлекательных мероприятий – праздников, концертов, спектаклей, выставок и пр. Футбольные стадионы как многофункциональные комплексы будут использоваться для проведения спортивных соревнований различного уровня. Так, например, на сегодняшний день на стадионе «Казань Арена» помимо футбольного поля размещены медиацентр, конференц-зал, ресторан Palladium. Среди арендаторов помещений на стадионе — детский город «КидСпейс», научно-развлекательный центр «Зарница» и языковая школа. В общей сложности детские центры занимают около 6 тысяч кв. м. Работает также фитнес- клуб с бассейном, открыты зал для игры в сквош, центр хоккея Дениса Зарипова «Победный бросок», спортивный клуб CrossFit Pioneer, детская секция футбола. Сегодня стадион сдал в аренду 19 тысяч кв. м, незаполненными остались лишь 2,5 тыс. кв. м, которые зарезервированы на время чемпионата мира для FIFA. После окончания мундиаля эти площади планируют занять под музей спорта и магазин атрибутики ФК «Рубин». Одной из самых интересных составляющих стадионов, без сомнения, стала их архитектура. Характерные особенности решений отдельных стадионов, проекты строительства которых прошли государственную экспертизу, безусловно, окажут свое воздействие на развитие архитектуры в стране и мире и ждут изучения историками архитектуры и архитектурными критиками. Общественное пространство городов формируется вокруг спортивных арен, так как они дают возможность горожанам вести активный образ жизни. Кроме того, в России наметилась новая тенденция в развитии стадионов и прочих спортивных сооружений: функционал объектов для профессионального и любительского спорта сближается. Таким образом, различные предприятия и услуги в сфере спорта, включающие тренировочные процессы, спортивно-массовые и культурно- зрелищные мероприятия городского, общероссийского и международного уровня, объединяются в кластеры, что открывает больший спектр возможностей для занятий спортом в одном месте, причем для широкого круга пользователей. В предметно- пространственную среду кластеров российских городов интегрируются общественные функции. В связи с этим эксперты фиксируют устойчивый тренд на изменение структурной организации спортивных объектов: в их составе предусматривают спортивно- оздоровительные центры, аквапарки, развлекательные комплексы и иные подобъекты. Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Публикация за второй квартал 2018 года.