Сергей Пускепалис: Места, как дом Дягилевой, должны являться отправными точками для будущего
Что имеем, не храним…. Это состояние так свойственно нам, генетически пережившим бесконечные военные и революционные разрушения. Надо при этом отметить, что попытки уничтожения материальной памяти зачастую имеют место и в «мирное» время. Наглядным примером служит громкая история с попыткой разрушения дома советской рок-певицы Янки Дягилевой в Новосибирске, ярчайшей звезды сибирского рокового андеграунда. Многие, несомненно, помнят её как автора-исполнителя собственных песен и участницы групп «Гражданская Оборона», «Великие Октябри» и пр. Дом Янки оказался в частной собственности и подлежал сносу. Естественно, подобная ситуация привлекла внимание людей неравнодушных, среди которых оказались и активисты партии «За Правду». Таким образом родилась инициатива по сохранению дома и созданию в нём уникального музея-клуба, в котором могли бы собираться поклонники Янки и вообще люди, близкие к рок-движению. Сейчас ведутся переговоры с собственником. Помимо прочего, в рамках инициативы и в её поддержку активистами партии был проведён рок-фестиваль и конкурс, на котором молодые группы получили возможность выступить на профессиональной сцене и проявить свои возможности. Итоги конкурса будут подведены в ближайшее время. Руководитель регионального отделения партии «За Правду» Пётр Дикарев, принимающий активное участие в сохранении памяти, считает, что разрушается не просто некая постройка – разрушается особая самобытность сибирской рок-культуры, отличная от родственных направлений рождённых и сохраняемых в Москве, Ленинграде и Свердловске. Может пора уже остановиться, чтобы не плакать, потерявши? Режиссер, заслуженный артист России Сергей Пускепалис видит в необходимости спасения таких мест, как дом Янки Дягилевой – не только способ сохранения архитектурного сооружения, но и самой памяти о событиях, с ним связанных. «Памятники культурного наследия можно назвать кодами нашей памяти, отправными точками для последующего развития. Они собирают в себе эмоциональную информацию о предыдущих людях, поколениях, о тех делах, которые они совершали, и являются, так называемыми, местами силы. Поэтому, мне кажется, такие места напоминают нам о нашей истории, о наших памятных событиях, делах, открытиях. Они должны, конечно, сохранятся и являться местами напоминания – отправными точками для будущего. Эффективным методом сохранения памятников культурного наследия является создание серьёзного общественного мнения вокруг того или иного объекта, а далее, естественно, его передача в органы власти для дальнейшего узаконивания этого места, которое я бы назвал культурным явлением. Защита памятников культурного наследия заключает в себе архитектурное сохранение, но важнее, конечно, это память о том, что там происходило, что было, и с чем для нас связано это место».