Войти в почту

Изнанка волеизьявления. Кто и сколько заработал на губернаторских выборах в Приангарье?

«Чернуху» заказывали? Оплачено Главным политическим событием Приангарья в этом году стали выборы губернатора региона. К волеизъявлению в Иркутской области было приковано внимание не только региональных политологов, журналистов и экспертов. Выборы вызвали интерес и на федеральном уровне. Среди 16 избирательных кампаний в различных регионах предвыборная гонка в Приангарье носила самый непредсказуемый характер и до последнего момента для победившего в гонке Игоря Кобзева сохранялась опасность второго тура. По сложившейся политической практике – второй тур для кандидата от власти – практически гарантированный проигрыш. Однако «триумфального возвращения КПРФ» не получилось. Игорь Кобзев поддержанный ЕР победил в первом туре набрав 60 % голосов. Его основного соперника коммуниста Михаила Щапова поддержали 26 % голосовавших. При этом Приангарье продемонстрировало самую низкую явку в стране среди губернаторских кампаний. На участки для голосования пришла лишь треть избирателей. Между тем, как отмечает политолог Сергей Шмидт, несмотря на все опасения скептиков, выборы в любом случае стали конкурентными. Правда, конкурентности им придали местные политические реалии. «Несмотря на то, что изначально с предвыборной гонки был снят самовыдвиженец, мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев, ни у кого не повернется язык назвать выборы неконкурентными. Есть два лидера гонки: это самовыдвиженец Игорь Кобзев, поддержанный ЕР, и представитель второй по влиянию партии в регионе – коммунист Михаил Щапов. Если еще 2,5 недели назад скептики могли говорить о вялости предвыборных кампаний обоих лидеров, то теперь они в очень активной стадии. К сожалению, конкурентность борьбе придало не состязание двух позитивных повесток, а виток «чернухи», направленной в обе стороны. Увы, это наша политическая действительность», – резюмирует политолог. «Черные технологии» на губернаторских выборах в Приангарье отмечены полным набором: разоблачительные ролики в интернете, якобы соцопросы, несуществующие интервью и фейковые баннеры. В последнем случае можно отметить некий паритет: в Сети гуляют клоны агитационных материалов обоих потенциальных претендентов на высший должностной пост Иркутской области. Так, пользователи сетей могут найти реальный баннер Игоря Кобзева, на котором с помощью графических редакторов настоящий предвыборный слоган заменен на фейковый «Скажите спасибо, что не Дегтярев». В противовес в Сеть попал клон баннера Михаила Щапова, на котором он якобы предлагает китайцам передать в пользование озеро Байкал. Парад ошибок По мнению политолога Сергея Шмидта, «баннерная война» ни одной из сторон политических очков не добавила, и ее можно отнести к ошибке обоих штабов. При этом политолог отмечает, что войну начали именно оппоненты Игоря Кобзева. При этом Сергей Шмидт подчеркивает, что это его субъективное суждение, и он может ошибаться. Ряд аналитиков приписывает отстранение от предвыборной гонки мэра Бодайбинского района Евгения Юмашева политтехнологам Игоря Кобзева, якобы штаб смог найти рычаги давления на облизбирком. По мнению сторонников этой версии это было ошибочным шагом - в результате которого штаб Кобзева окончательно подтолкнул амбициозного и популярного бодайбинского политика в лагерь политических противников. Кроме того, по сложившийся политической традиции Приангарья, мэры территорий в большинстве своем независимые и авторитетные в своих территориях. И такое демонстративное снятие Юмашева с выборов симпатий и лояльности к будущему губернатору не прибавляет. На первом этапе свой опрометчивый шаг политтехнологам Игоря Кобзева удалось нивелировать административным ресурсом. Однако выборы прошли, политтехнологи уехали, а внимание Москвы – вещь непостоянная. Так что теперь команде избранного губернатора придется остаться один на один с «мэрской вольницей». То, что коммунисты не до конца разыграли карту отстраненного Юмашева, который пользуется популярностью и поддержкой на севере региона – это уже ошибка штаба Михаила Щапова. Впрочем, по мнению политконсультанта Владислава Шиндяева, этот промах политтехнологов коммунистов вытекает из другой, более серьезной ошибки. Штаб Щапова просто не оставил себе времени для маневра. «Начинать предвыборную кампанию за месяц – полтора до дня голосования рискованно даже для муниципальных выборов, а для губернаторских – это критически поздно. Невозможно отработать полноценную кампанию на территории всего региона во всех районах за столь короткий срок. К тому же штаб Щапова оказался по каким-то причинам не готов начать гонку и сразу после регистрации. До момента начала активной фазы агитационной кампании прошла и была упущена целая неделя. Безусловно, агитационные материалы они не могли оплатить до официального старта кампании. Но подготовить людей на местах, провести организационные мероприятия в районах, сделать макеты, написать тексты, сверстать агитационную продукцию штаб мог и до регистрации. Все это можно было сделать заранее, чтобы оплатить и отпечатать в первый официально разрешенный день. И тогда бы они не потеряли бы почти две недели, как это получилось в действительности», - отмечает политконсульсант. К списку ошибок коммунистов Владислав Шиндяев также добавляет ставку не на те ресурсы. Штаб Михаила Щапова провел, по его словам, яркую, но короткую кампанию. К тому же большая ее часть велась в интернете, где сегмент сторонников коммунистов невелик. Остальные же пользователи интернета и социальных сетей голосуют в основном своими комментариями, а не приходом на избирательные участки как это положено делать. Отсюда и результат. «Не стоит забывать, что у основного ресурса коммунистов – кнопочные телефоны, их электорат — это люди старшего возраста, которые привыкли получать информацию не в интернете, а из официальных СМИ или агитационного материала. Им нужны были традиционные газеты, листовки, буклеты, написанные простым языком, без схем и сложной инфографики. Эти материалы нужно было донести до избирателей в каждый дом. А это направление коммунистами в этот раз практически не было охвачено», - считает Шиндяев. Самая дорогая кампания В отличие от коммунистов политтехнологи Игоря Кобзева на 100 % отработали направление официальных СМИ и агитационных материалов. В каждом городе были установлены десятки баннеров кандидата, тиражи предвыборных материалов достигали 700 000 экземпляров. На создание образа работали все официальные СМИ. По мнению политтехнолога Андрея Рычагова, такой классический стиль ведения кампании – «вещаем из каждого утюга» – применяется уже свыше 10 лет, и несмотря на свою архаичность и скучность, до сих пор эффективен. Правда, при условии, если его применяет кандидат от власти. Поскольку такими ресурсами может располагать только он. «Это применяется повсеместно. Расчет простой можно произвести, как правило 1 доллар – один голос. План кампании достаточно простой. Несколько волн агитации. С баннерами, АПМ в каждую квартиру, выстроенной сеткой полевиков и агитаторов. Естественно, СМИ должны работать исключительно на вас. Да, это дорого. Да, кампания не будет блистать креативом. Но это приносит результат», - делится политтехнолог. К слову, несмотря на то, что штаб Игоря Кобзева смог добиться победы, некоторые эксперты считают победу Пирровой, а работу штаба неэффективной, исходя именно из расчета – затраченный рубль на голос. По подсчетам аналитиков, кампания вышла необоснованно затратной. Политтехнологи Игоря Кобзева потратили на его победу свыше 100 миллионов рублей – это рекорд среди всех губернаторских кампаний страны (https://www.google.com/amp/s/www.kommersant.ru/amp/4474823) . Михаил Щапов потратил в три раза меньше, а голосов набрал всего в два раза меньше. Простая арифметика показывает: один голос в поддержку обошелся Игорю Кобзеву в 1,5 раза дороже, чем Михаилу Щапову. Если сюда добавить федеральные деньги, перечисленные в регион с явным прицелом поддержать кандидата – разрыв становится еще больше. Говоря про источники финансирования и поддержки, эксперты называют еще одну потенциальную ошибку политтехнологов Кобзева. Под видом замирения местных финансовых элит штаб начал заигрывания с ними. С одной стороны это обеспечило видимость консолидации и поддержку, в том числе и финансовую. С другой стороны, такая политика не играет на руку Игорю Кобзеву. Иркутские элиты славятся своей недоговороспособностью и паталогической жадностью. За каждый рубль поддержки они потребуют ответных преференций, а интересы элит редко совпадают с интересами региона. И тогда губернатор вынужден будет или идти в их фарватере , или вступить в неизбежный конфликт. Последние два губернатора региона, пытавшиеся с иркутскими элитами помериться силой, закончили плохо. Сергей Ерошенко неосторожно поссорился со «строительным лобби» накануне выборов и проиграл Сергею Левченко. Последний ушел в отставку по собственному желанию за год до следующих выборов. Фото: irkobl.ru, pxhere.com, ФедералПресс

Изнанка волеизьявления. Кто и сколько заработал на губернаторских выборах в Приангарье?
© РИА "ФедералПресс"