«Я им и мамка, и папка». Как поставить народ на лыжи
В начале этого года перестала работать горнолыжная секция в Шерегеше. Закрылись бассейн в Кемерове, каток в Новокузнецке. В Новоильинском районе «южной столицы» Кузбасса уже несколько поколений юных лыжников переодевается в лесочке под деревом на скамейке. Складывается впечатление, что детский спорт живёт не «благодаря», а «вопреки». Накануне профессионального праздника корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорила с тренером по лыжным гонкам Виктором Надточим о проблемах и перспективах массового спорта и о том, как вырастить чемпиона. Зарплата ниже, чем у технички Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: В последние годы сняли хорошие фильмы о легендарных советских тренерах. Виктор Александрович, сегодня быть тренером – это почётно? Виктор Надточий Виктор Надточий: Раньше мы назывались тренерами-преподавателями, а теперь просто тренерами. Из аббревиатуры ДЮСШ убрали понятие «детско-юношеская» – видимо, для того, чтобы не давать тренерам педагогический стаж 25 лет. Тренерами работают выпускники педагогических вузов, но они не педагоги – вот в чём парадокс. Школа олимпийского резерва – это школа всё-таки. Она имеет образовательное направление, но её работникам не идёт педстаж. Тогда уберите из названия ещё и школу – сделайте спортивный кружок. И без того молодые не идут работать в тренеры, потому что зарплата ниже, чем у технички. А теперь ещё и этой единственной льготы их лишили. Так что большой вопрос, кто останется работать в массовом детском спорте. – В каждом виде спорта у тренера своя специфика работы. Как проходят ваши будни? – Утром встал, мороз -30°С. Знаю, что часам к 10-ти будет теплее, старшая группа пойдёт на тренировку. Надо прийти на работу часа за два – подобрать мазь по погоде. Лыжню тоже нарезаю сам. Купил для этих целей снегоход, за свой счёт его заправляю. Приобрёл сварочный аппарат, научился сам мастерить приспособление, которое цепляется к снегоходу и прокладывает лыжню. С вечера лыжню подготовил, а ночью выпал снег – вот такие у нас будни. Знаю, в Берёзовском при спортшколе есть буранисты – люди, занимающиеся подготовкой лыжных трасс. А у нас никто лыжню не сделает, кроме тренера. Ещё нюанс: мы до трассы идём от школы 1,5 км. Пока доберёмся, у малышей уже ручки-ножки озябли. Назад хоть на себе их тащи. Я им и мамка, и папка. Со всеми проблемами и переживаниями они бегут ко мне. И разве в этой работе нет педагогической или творческой составляющей? Медалеёмкий спорт – С одной стороны, про развитие спорта немало говорится. Ещё несколько лет назад в Кузбассе раздавали велосипеды и палки для скандинавской ходьбы. А с другой, только и слышно: то секция закрылась, то каток, то бассейн... Как, по вашему мнению, нужно развивать массовый спорт? – Страну надо оздоравливать – это несомненно. Где-то строят спортивные объекты, но они не по карману трудовому народу. Есть, к примеру, шикарный теннисный центр: четыре площадки, одновременно занимаются только восемь человек. Это разве массовость? Другой пример: в Новокузнецке хоккей на высоком уровне, им даже завидуешь в какой-то степени, потому что, переводя на мой профиль, для них создали «храмы». Посчитайте, сколько народа во Дворце спорта обслуживает хоккеистов: уборщики, заливщики льда, электрики, сантехники, администраторы и т. п., и сравните с моим видом спорта, тоже олимпийским. Но хоккейная команда зарабатывает одну медаль на Олимпиаде, а в моём виде только в спринте разыгрываются четыре комплекта наград, а ещё есть классика, «конёк», эстафета. Пожалуй, наряду с художественной гимнастикой и плаванием лыжные гонки – это самый медалеёмкий вид спорта. 20 лет назад в нашей секции работали четыре тренера, не меньше 200 ребятишек занимались. А сейчас я один, человек 50 ко мне ходят. А могло бы быть иначе. В районе 10 школ, значит, примерно 10 000 школьников, ещё детсадовцы, студенты – итого можно смело 50 000 человек поставить на лыжи. Но нужны элементарные условия – прокат, помещение для обогрева. Все 40 лет, пока я здесь работаю, пекусь о строительстве лыжной базы. К кому только ни обращался – от глав района до директоров завода. Толку мало. – Один знакомый рассказал, что 30 лет назад он пришёл в лыжную секцию, потому что там выдавали лыжи с ботинками, а в магазинах их было не купить. Зачем сегодня ребята приходят в лыжный спорт? – Мотивы у всех разные. Одна девочка увидела нашу тренировку на лыжероллерах: «Как красиво! Можно у вас заниматься?» Другой наблюдает за нашими тренировками в лесу – коньковый ход завораживает. Он пробует – не получается. Предлагаю с нами заниматься. То есть, несмотря на все гаджеты, и сегодня есть немало ребятишек, которые хотят заниматься спортом. А третьего отец привёл – тучного, неуклюжего, в школе над ним все смеялись. Говорит: «Нам только оздоровиться». Начал ходить, постепенно стал догонять лидеров, потом победил на первенстве города. Прошло два года – мальчишка похудел, вытянулся, 14 раз подтягивается – первый парень в школе. Конечно, у него и уверенность появилась, и спортивная злость. Он уже на Олимпийские игры хочет замахнуться. Как вырастить чемпиона? – Чего больше в победах – упорства и таланта спортсмена, профессионализма тренера, финансовых возможностей родителей, современных залов для тренировок? – Все успехи достигаются через труд. 99% терпения и 1% гениальности – вот составляющие побед. Главное, что зависит от спортсмена, – это соблюдать основной принцип спортивной тренировки – регулярность. А потом уже вариативность и прочее – зависит от тренера, от его фантазии и умения распознавать таланты и потенциал воспитанников. – В 1998 г. ваш воспитанник из Новокузнецка Максим Пичугин участвовал в Олимпийских играх в Нагано. Что нужно сегодня, чтобы попасть на Олимпиаду? – На тот момент это было большое достижение – Пичугин стал первым спортсменом Западно-Сибирского металлургического комбината, который попал на Олимпийские игры. Трудно приходилось. Были моменты, когда я не мог его отправить на сборы, занимал деньги. А сейчас время совсем другое, попасть на Олимпиаду практически невозможно. Чтобы тебя заметили, надо не просто войти в десятку или тройку, а побеждать. А чтобы ездить на эти старты, нужно потратить немало денег. Сейчас новые принципы формирования сборных – федерация лыжного спорта напрямую работает со школами в Тюмени, Московской области, Ханты-Мансийске, Коми, оттуда в основном в сборную попадают. И даже если тебя на соревнованиях приметит тренер, который имеет вес в сборной и сможет впоследствии тебя продвинуть, то должна быть финансовая возможность ездить на сборы за рубеж. Так что нынче путь на Олимпиаду тернистый и дорогой. – Что, по-вашему, нужно, чтобы вернуть лыжам былую массовость? – Тренеры нужны! Сейчас ни одной самостоятельной лыжной школы в городе нет. У нас филиал областной школы, я тут один работаю. И ещё один тренер занимается с детьми в Кузнецком районе. Смело могу сказать: если на 10 000 школьников нашего района будет 12 тренеров, тогда лыжный спорт можно поднимать. К примеру, каждый из них подготовит два-три человека на областной уровень – уже результат. В Магадане школа так и работала: было 80 тренеров, оттуда вышли Елена Вяльбе и другие выдающиеся спортсмены. И у нас, уверен, в каждом подъезде живёт потенциальный мастер спорта. Нужно только создать спортивную школу по лыжным гонкам в отдельном районе, и они раскроются. Много лет прошло, но я не расстаюсь с мечтой: именно прогулочные лыжи, а не лыжные гонки должны стать народным видом спорта. Прогулки на лыжах врачи предписывают при всех болезнях – лёгких, суставов, сердца. И грех не воспользоваться этим, имея, пожалуй, лучшее в области место по рельефу для занятий лыжами.