Немецкие кладбища Калининграда, на которые стоит посмотреть
Мемориальное кладбище на Кранцер-аллее
Покопавшись в интернете, выяснил, что многие захоронения давно стёрты с лица земли, а территория застроена жилыми домами. Но на улице Александра Невского сохранилось примечательное место, которое называется «Мемориальное кладбище на Кранцер-аллее». Оно появилось ещё в довоенные годы и называлось коммунальным. Затем здесь хоронили жертв бомбардировки английской авиацией в августе 1944-го. Тогда погибло около пяти тысяч человек. А ещё здесь лежат немецкие и советские солдаты, погибшие в боях за Восточную Пруссию, военнопленные и, конечно, простые жители.
На входе меня встретила каменная плита, на трёх языках рассказывающая историю места. С помощью Народного Союза Германии кладбище было реконструировано в начале 2000-х годов, но и в последующие годы сюда перемещали останки из многочисленных могил города и его окрестностей. Две надписи на этой плите заставляют задуматься – «Мёртвые этого кладбища призывают к миру» и «Могилы солдат – величайшие проповедники мира» (А. Швейцер).
Непривычные ощущения охватывают тебя, когда впервые оказываешься в таком месте. Здесь нет той скученности, ржавых оградок, разнокалиберных надгробий и моря пластиковых цветов и венков, что свойственны российским погостам. Скорее, это парк без людей.
Тихо шелестят листья, покрикивают птицы и… молчат каменные плиты. Вроде бы и комфортно, а как подумаешь, что под тобой лежат останки тысяч людей разных национальностей, возрастов, характеров, и становится не по себе.
Старых надгробий здесь не так уж и много, но они есть. Парк – сам, словно одно большое надгробие.
Многие могильные камни были утрачены после установления советской власти. Что-то забирали для использования в хозяйстве, что-то продавали в «лихие 90-е» как раритет. В Сети встречаются воспоминания очевидцев, о том, что нередко в поисках ценностей даже вскрывали могилы.
Привлекли внимание стелы, установленные в начале XXI века. На одних – имена советских бойцов, павших при штурме Кёнигсберга в апреле 1945-го, на других – имена немецких солдат, погибших, в основном, в феврале-марте того же года. Среди немецких Гансов, Вильгельмов и Паулей неожиданно встретились славянские имена: Никита Мощек, Иван Кравченко, Константин Абаренков, Фёдор Андреев… Кто эти люди? Военнопленные? А может, мирные жители, дети эмигрантов, бежавших из большевистской России? Или предатели из власовской «Русской освободительной армии»? Как бы то ни было, они все лежат здесь.
2-е кладбище Королевы Луизы на проспекте Мира
Побывал я и на старом городском кладбище, что находится на проспекте Мира. Это тоже бывшее немецкое кладбище. Точнее – 2-е кладбище Королевы Луизы. Немецкие могилы здесь давно забыты, а надгробия лежат прямо под ногами живых людей. Печально. Последние три четверти века здесь покоятся представители местной элиты. Советские партийные лидеры, генералы, капитаны, учёные, бандиты…
Мемориальное кладбище в Пиллау (Балтийске)
Если вы видели советский приключенческий фильм «Секретный фарватер», то наверняка помните место, где капитан-лейтенант Шубин пытался заблокировать немецкую лодку «Летучий голландец». Час на автобусе, и вы на месте. Конечно, это Пиллау, а ныне – Балтийск. Неподалеку от морского берега, среди деревьев и кустов шиповника, находится немецкое мемориальное кладбище. Считается, что на нём покоится около 8 тысяч человек – немецкие солдаты, беженцы, люди, насильно угнанные в Германию, военнопленные… Признаюсь, не нашёл здесь мирных жителей, военнопленных или советских бойцов и командиров. Только имена немецких солдат, погибших в последний год мировой войны при обороне крепости Пиллау.
Как и в Калининграде, долгие годы в этих местах было запустение. Лишь в 2000 году, благодаря средствам Народного Союза Германии, здесь навели порядок. Светлые аллеи, морской ветер и шум близкой Балтики, безлюдье. Как тут не вспомнить механика Готлиба с «Летучего голландца», который скупал места на кладбищах по всему свету. Наверняка, это место ему бы очень понравилось…