Призёр ЧМ-2021 Артём Мальцев рассказал об отборе российских лыжников на Олимпиаду: друзей на трассе нет
Артём Мальцев откровенно рассказал об отборе российских лыжников на Игры-2022 в Пекин. Похож ли он на «Игру в кальмара»?
Лыжник Артём Мальцев в составе эстафетной четвёрки стал серебряным призёром чемпионата мира – 2021 в Оберстдорфе, а на отборочных стартах на первый этап Кубка мира уверенно выиграл коньковую гонку на 15 км в Муонио. Перед стартом международного сезона Артём ответил, похож ли олимпийский отбор в сборную России на «Игру в кальмара», кто в группе Маркуса Крамера лучше всех готовит австрийский десерт и почему он в олимпийский сезон решил встать на другие лыжи.
«Мы к сезону готовимся не ради двух-трёх гонок»
— Артём, вам не нужно было отбираться в состав на стартовый этап Кубка мира, но вы выиграли гонку. А критерии отбора на Олимпиаду знаете? — Честно говоря, даже не интересовался. Но борьба за место в олимпийском составе точно начнётся с чистого листа. Раньше, если говорить про чемпионат мира, нужно было забежать в топ-3 или дважды в топ-6. Как сейчас будет, наверняка знают тренеры. Я же буду настраиваться на каждую гонку. В Руку у нас приехала большая команда, но побегут не все, кто-то будет ждать следующих этапов.
— Я правильно понимаю, что те спортсмены, которые отберутся в олимпийскую команду, смогут выбирать себе дальше гонки на этапах Кубка мира? — Возможно, но я планирую бегать все этапы, если будет такая возможность. Мы к сезону готовимся не для того, чтобы две-три гонки пробежать. Каждый хочет участвовать в максимальном количестве стартов.
— Состояние в тот же период времени в прошлом сезоне было другим? — Сейчас намного лучше. В прошлом сезоне нас с Сергеем Устюговым в Италии настиг ковид, и мы долго лечились, не могли выехать домой. Это не могло не сказаться на спортивной форме. Самое удивительное, что через месяц после болезни я сдал тест на антитела и немного обалдел: у меня их не было. Повторный тест – то же самое. То есть как бы и болезни не было. А сейчас всё шло по плану, никаких отклонений от того, что расписал Маркус Крамер.
— А что он расписал? — В деталях говорить не буду, это не та информация, которую нужно открывать. Но если в целом, план направлен на то, чтобы как можно дольше держать форму, бежать весь сезон, а не конкретный старт.
«У меня будет больше шансов отобраться на Олимпиаду»
— Ваша нынешняя форма далека от идеала? — Прибавлять есть куда, скажем так. Я бежал ровно на то, на что был готов после объёмных тренировок. Перед Рукой у нас будет несколько дней, чтобы объёмы снизить и уже подвестись к старту Кубка мира.
— Вас удивил ваш результат на классической гонке в Муонио? — Нисколько. В прошлом году я победителю подобной гонки чуть больше проиграл по времени, но это ни о чём не говорит.
— Вы сосредоточены на коньке или всё-таки больше универсал? — Это зависит от того, в какой форме ты находишься. Если форма хорошая, а тем более звенит, то можно бегать всё: конёк и классику, дистанцию и спринт. В конце прошлого сезона я и длинные классические гонки неплохо бегал. Но моей любимой дистанцией остаётся коньковая «разделка» на 15 км.
— На этапе в Лиллехаммере отменён скиатлон, вместо него пройдёт ваша любимая гонка. Это плюс для вас с точки зрения отбора на Олимпиаду? — Безусловно. Всё-таки коньковый стиль мой любимый, он у меня получается. Значит, у меня будет больше шансов отобраться.
«На трассе не может быть друзей»
— Почему вы перешли с Fischer на Salomon? Это был один из самых громких переходов межсезонья. — Всё просто. Я всегда бегал на лыжах Fischer и в ботинках Alpina, меня абсолютно всё устраивало, хоть и не было никакого контракта. Но по окончании прошлого сезона ко мне подошёл представитель Fischer и сказал, что мне нужно перейти и на ботинки той же фирмы, тогда со мной будет подписан контракт. Я попробовал новые ботинки, мне они не подошли. Дело не в качестве, а в форме моего голеностопа, мне просто было неудобно. Пришлось попрощаться со своим многолетним поставщиком. Попробовал лыжи и ботинки Salomon, меня всё устроило. Новые лыжи оказались чуть более устойчивыми на спусках и более манёвренными.
— Тренировочный план по сравнению с прошлым сезоном серьёзно изменился? — Я бы сказал, что почти всё осталось так же, за исключением некоторых нюансов. Например, Сергей Турышев, который был моим спарринг-тренером в прошлом сезоне, выполнял тот же объём работы, сейчас больше выполняет тренерской работы, со мной выходит лишь на некоторые тренировки. Ну и на лыжи мы встали в этом сезоне раньше – ещё в мае, затем в Оберхофе в тоннеле, а с осени вкатка началась в Австрии. То есть необходимая лыжная база наработана, можно вкатываться в сезон и за счёт гонок набирать скорость.
— За место в олимпийской сборной бьются спортсмены из разных групп. Этот факт как-то обостряет соперничество? — Вообще никак не влияет, нужно выходить и показывать своё. У нас индивидуальный вид спорта. На лыжне вообще все соперники, хоть даже и в твоей же тренировочной группе. На трассе нет и не может быть друзей. Гонку отбежали – и все вновь друзья, живём же вместе, даже готовим сами.
«Посмотрел «Игру в кальмара» последним в команде»
— Насчёт готовки. Ваша группа в «Инстаграме» пост выкладывала, как вы с Глебом Ретивых готовите какую-то выпечку. Что это было? — Кайзершмаррн пекли. Это традиционный австрийский десерт, который очень нравится Маркусу. Что-то вроде наших блинов, только они нарезаются неаккуратно и подаются с яблочным пюре. В прошлом году я на этапе в Руке всех угощал шарлоткой, нашему тренеру очень понравилось. Но там духовка была, а в Муонио в этом году не было, только плита. Вот Маркус и предложил кайзершмаррн сделать. Сам съездил в магазин, кажется, с Федерико Пеллегрино, они купили все ингредиенты, а я начал готовить.
— Вы – специалист по домашней выпечке, штатный повар группы? — Скажете тоже (смеётся). Просто иногда находит вдохновение, можно и сделать что-то такое. В этот раз привлёк к готовке Глеба и нашего аналитика Анатолия Волкова. Даже Франческо де Фабиани, когда заглянул на кухню, тоже оказался в помощниках. Порций много слишком замутили.
— В общем, вы свободное время кулинарным забавам посвящаете? — Иногда можно себя побаловать, но в свободное время, которого совсем немного, я предпочитаю общаться с семьёй, время от времени фильмы смотрю или книги читаю.
— Что из более-менее свежего посмотреть успели? — «Игру в кальмара». Кажется, я последним в команде это сделал. Ну, все вокруг говорили про этот сериал, я и посмотрел. Ничего так, понравилось. Затянуло, хотелось знать, что там в следующей серии.
— Отбор в олимпийскую сборную России можно назвать «игрой в кальмара»? — Я этого не говорил (смеётся).