Войти в почту

Из России ушли мировые бренды. Кто теперь обеспечивает спортсменов формой и инвентарем?

С 2022 года многие мировые спортивные бренды прекратили свою работу в России. Кто теперь обеспечивает наш спорт? «Спорт День за Днем» сделал подборку компаний, которые теперь работают с российскими командами и спортсменами.

Футбол

Главными поставщиками футбольной формы для команд РПЛ были Nike, Adidas, Puma. Теперь же, в новом сезоне-2023/24, «Зенит», «ЦСКА» и «Ахмат» играют в футболках испанской компании Joma. Выступление «Зенит», одной из топовых команд российского чемпионата, в форме этого бренда не понравилось другим европейским клубам. Интересно, что прямого соглашения между Joma и «Зенитом» нет – форму петербуржцам предоставил технический партнер клуба Wildberries. Далеко не все клубы подписали контракты с новыми компаниями. Например, «Краснодар» новый дизайн для своей формы разрабатывал самостоятельно, а шил ее в Китае.

Что интересно, мяч, которым играют в чемпионате России, с 2022 года остался прежним – это все так же NIKE RPL FLIGHT 22-23. Еще в прошлом году в России не было крупных производителей мячей и бутс, однако с 2023 года российская компания Jögel начала сотрудничество с РФС. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время стоит ожидать презентацию нового игрового мяча.

Баскетбол

В начале лета был презентован новый официальный мяч Единой лиги ВТБ сезона-2023/24. Им стал российский мяч Jögel Ecoball 2.0. До этого баскетболисты играли мячами американской компании Wilson, которая прекратило сотрудничество с Единой лигой ВТБ в 2022 году. Особенность нового мяча в том, что он изготавливается из переработанного пластика. Как сообщает ТАСС со ссылкой на оргкомитет лиги, инициатива по созданию мяча, отвечающего требованиям экологической повестки, исходила от почетного президента Единой лиги ВТБ, специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Но вот сами игроки, выбирая экипировку, пока не спешат переходить на отечественные бренды. Говоря о баскетбольных кроссовках, большинство людей, даже далеких от этого вида спорта, сразу вспоминают знаменитые Nike Air Jordan. Может быть, поэтому и сейчас баскетболисты остаются верными брендам Nike и Adidas и предпочитают играть в их кроссовках.

Хоккей

А что по поводу зимних видов спорта? Здесь все немного сложнее. Обычно хоккейные джерси создают сами команды, но, помимо них, в хоккее еще используются клюшки, коньки и защита. Одной конкретной компании, которая поставляет инвентарь командам, нет. С остальным спортивным инвентарем у российских команд возникли трудности. Главной проблемой стало прекращение сотрудничества бренда Bauer – одного из главных поставщиков экипировки. Тем не менее, в России есть отечественные производители коньков, клюшек, защиты и шлемов, например, V76 и «Эфси». Но сложность в том, что компании не рассчитаны на большое количество заказов и уступают в качестве зарубежным брендам. Однако компания «ЗаряД», занимающаяся производством клюшек, постарается предоставить клубам необходимое количество инвентаря.

«На сегодняшний день объем такого сырья в составе нашей продукции некритичен. Однако мы не можем достоверно знать, насколько развито импортозамещение у наших поставщиков», – цитирует директора по продажам «ЗаряДа» Рашида Гыйздатуллина «Чемпионат».

Лыжный спорт и биатлон

Раньше инвентарь для лыжного спорта и биатлона поставляли Fischer и Rossignol. После их ухода из России эту нишу занял новый отечественный бренд PROTEAM, который занимается производством лыж, палок и различных креплений. Конечно, создание инвентаря для топ-уровня занимает много времени, поэтому, пока лыжи PROTEAM проходят многочисленные тесты, спортсмены используют свои старые запасы от иностранных производителей.

«СБР не хочет торопиться. Мы все понимаем, что лыжа еще неидеальна, поэтому вместе решили, что пока целевая аудитория – молодые спортсмены. К тому же они испытывают и наибольшую потребность. При этом сервис-группа СБР во главе с Александром Печерским уже сейчас уделяет тестам и доработкам очень много внимания», – рассказал «Ведомости. Спорту» руководитель «ТС Спорта» и директор бренда PROTEAM Дмитрий Савинский.

Проблема с лыжами для гонщиков почти решена, однако биатлонистам нужные еще и патроны. Сейчас из-за перебоев с поставками зарубежных патронов спортсмены используют российские – «Олимп». При этом есть несколько «но». Во-первых, они нуждаются в доработке. Таким мнением поделился вице-президент СБР Павел Ростовцев с «РИА Новости». Глава СБР Виктор Майгуров в мае 2023 года сетовал на другую проблему – производителю не хватает мощностей. При этом цена на патроны «Олимп» растет. Вместе с тем получить импортные патроны, к которым привыкли российские биатлонисты за последние годы, стало еще дороже – из-за изменений логистических цепочек. Патронами «Олимп» стреляющие лыжники заряжают немецкие винтовки.

«У винтовок, к счастью, есть некоторый ресурс и запас прочности. Большинство спортсменов продолжают пользоваться немецким оружием. Отечественные винтовки, обеспеченные сервисом, тоже представлены на рынке, хотя и подорожали почти в два раза в сравнении с прошлым годом», – признавался Майгуров в интервью «Матч ТВ».

Большой и настольный теннис

Что касается спортсменов в индивидуальных видах спорта, российские теннисисты одни из немногих спортсменов, которых не затронули санкции. Поэтому третья ракетка мира Даниил Медведев продолжает играть на международной арене в поло Lacoste. При этом второй по силам российский теннисист Андрей Рублев прекратил играть в Nike и основал собственный бренд по пошиву спортивной одежды Rublo. Продукцию шьют в Саратове. Рублев выступает в ней на официальных турнирах.

У настольного тенниса дела обстоят тоже неплохо. Столы производит новосибирская компания «Старт Лайт» – один из многих представителей крупного бизнеса в России в сфере спортивного инвентаря.

Гимнастика и фигурное катание

Олимпийский чемпион по спортивной гимнастке Никита Нагорный проблему со спортивными снарядами для тренировок решил совсем радикально, запустив собственный бренд «Супер силач». В своих соцсетях он рассказал, почему решил создать собственное производство:

«Я захотел себе купить стоялки для дома, так как хочется всегда развиваться и быть в форме. К сожалению, подходящих мне стоялок я не нашел, а те, которые были, стоили недешево и, судя по отзывам, были хрупкие. Тут родилась идея сделать самому – чтоб были недорогие, качественные и удобные».

Платья для фигурного катания и купальники для художественной гимнастики зачастую сравнивают с произведениями искусства. Но и стоят они, как правило, очень дорого. За один сезон спортсменки могут сменить несколько образов, поэтому им необходимо сотрудничать с проверенными брендами и дизайнерами, но зачастую это представители среднего и малого бизнеса. Интересно, что Дине и Арине Авериным, а также Камиле Валиевой шьет один и тот же дизайнер Светлана Герасимова – основатель бренда Sveta Gerasimova и мастерской «Лана». А вот альтернативы инвентарю в нашей стране нет. Коньки и лезвия для них высшего качества производят в США, в Канаде и в Италии. А обручи, булавы, мячи и ленты для гимнасток в Италии (Pastorelli) и в Японии (Sasaki, Chacott).

Сборная России

В завершение нельзя не сказать о нашей сборной. Уже на протяжении многих лет наших олимпийцев одевает бренд Zasport. Что важно, компания поставляет тренировочную форму нашим спортсменам и вне олимпийских сезонов.

Фото: ФК «Краснодар»

, EPA / VOSTOCK Photo.