Войти в почту

Почему жители донского хутора в распутицу остаются без связи с "большой землей"

В Ростовской области, в тридцати километрах от донской столицы и всего в 13 километрах от Азова, маленький хутор Полушкин оказался отрезанным от жизни. Его жители не могут проехать ни в Ростов, ни в Азов. Дорога к хутору, в лучшие времена года проходящая просто по степи, с наступлением осени превращается в сущее болото, ведь раньше это было дно моря. Ни проехать, ни пройти.

Почему жители донского хутора в распутицу остаются без связи с "большой землей"
© Российская Газета

Казалось бы, прекрасные места: хутор находится в заповедной зоне, в Донском государственном заповеднике, здесь ерик Лагутник, разделяясь на рукава, впадает в Таганрогский залив, и живут непуганые редкие птицы, зайцы, лисы. В хуторе постоянно проживают 137 человек, в восьми семьях есть инвалиды и маломобильные люди. Всем им так или иначе приходится ездить в Ростов, потому что такому населенному пункту не положено ни амбулатории, ни аптеки, ни магазина. Даже для освещения улицы жители сами фонарь покупали.

- Оказалось, и дороги не положено, - говорит Ольга Корушина, которая буквально разрывается на части: в хуторе больной муж, в Ростове - плохо ходящая мать. В городе и работа. - Может, власти считают, что это дачный поселок, что мы ничего не производим и обращать внимания на нас не надо? Нет, тут есть и бизнес, и животноводческая ферма, и питомник растений "Южная столица". А главное, живут семьи с маленькими детьми.

Дом Анастасии Шумской стоит в переулке с грустным названием Тупиковый, она одна поднимает двух сыновей, Богдана семи лет и пятилетнего Темерхана. Ее муж и их отец Руслан Абдусаламов в 47 лет ушел добровольцем в зону спецоперации и с 31 мая 2023 года считается без вести пропавшим. Богдан уже первоклассник, и в школу ему надо ездить в более крупный хутор Рогожкино. Анастасия возит детей четыре раза в день, в детсад и школу, по разбитой дороге на маленькой 14-й "Ладе". До этого был "Ланос", но он совершенно убился на этих ямах. Уехать из хутора не может. Куда? Да и дом с хозяйством не бросить.

- У нас тут даже хлеба не купишь. Ближайший магазин за 16 километров, в Городище. Ездить нужно постоянно. Еще и курьером на полставки в Ростове подрабатываю, - рассказывает Анастасия.

Олеся Реброва, другая жительница хутора, работает в центре Ростова. Но уже неделю не может вырваться из западни: дожди окончательно превратили дорогу в непролазную грязь.

Скорая, которая приезжает из Елизаветинского, застревает в болотной жиже. В том году в Полушкине сгорел дом, потому что пожарная машина не смогла проехать. А был бы ветер - сгорела бы вся деревня.

Инициативная группа постоянно ходит по всем инстанциям. А ведь дорога могла здесь появиться еще два года назад. Вот ответ из регионального минтранса: "На ваше обращение по вопросу включения в государственную программу подъездной автомобильной дороги к хутору Полушкину в Азовском районе сообщаю: постановлением правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 590 утверждена госпрограмма Ростовской области "Развитие транспортной системы" на 2018 - 2020 годы, в которой запланировано проектирование автомобильной дороги к хутору Полушкину в течение 2019 года. Вопрос реализации данного проекта будет рассмотрен в 2020 году".

В прошлом году жители встречались с главой района. Он сказал: денег нет, но вы идите в минтранс, помогу чем могу. Обратились и в прокуратуру. Писали о том, что невозможно детей возить в школу и сад по такой дороге. Ответа не получили.

- Так как дорога к хутору проходит и по охраняемой зоне исторических памятников культурного наследия и по водно-болотным угодьям, строительство подъездной дороги стало неподъемным финансовым бременем для районного бюджета, - рассказывает Евгений Хатунов, один из активистов. - Поэтому инициативная группа ищет разные пути выхода на областные и уже на федеральные структуры, которые могут решить вопрос финансирования дороги к нашему хутору.

Таких хуторов в области немало. Так, по Родионово-Несветайскому району проехал заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев. Местные жители жалуются на подъездную дорогу к хутору Глинки. Итог: на 2024 год запланирован ремонт участка данной дороги протяженностью два километра, это будет стоить 17,4 миллиона рублей. А дорогу возле моста через реку Сухой Несветай, у хутора Волошина, серьезно поврежденную ливнями, уже отремонтировали, и обошлось это в 350 тысяч рублей. Легко добрался высокий чиновник и до хутора Юдина. Дорогу же в самом хуторе отсыпали щебнем за счет районного дорожного фонда. Всего потребовалось 200 тонн щебня, заплачено 440 тысяч рублей.

Дорога к Полушкину - всего пять километров.

"Важно держать на контроле состояние дорог и поддерживать их в нормативном состоянии. Дорогами люди пользуются ежедневно. Необходимо создавать жителям комфортные условия для передвижения по району", - в один голос заявляли чиновники. Но слово расходится с делом.