Банк России в 2023 году получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг

МОСКВА, 7 февраля. /ТАСС/. Банк России в 2023 году получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 7,7% меньше, чем в 2022 году, число жалоб на навязывание финуслуг (мисселинг) сократилось в два раза. Об этом сообщается в материалах регулятора.

"В 2023 году Банк России получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Это на 7,7% меньше, чем в 2022 году, в том числе за счет сокращения жалоб, связанных с санкционными тематиками. Важно отметить, что в два раза реже стали жаловаться на мисселинг (уменьшение с 4,6 тыс. до 2,3 тыс.)", - говорится в материалах.

Также на фоне массовых контрольных мероприятий регулятора значительно сократилось число некорректных продаж под видом вкладов инвестиционных продуктов, полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (на 47,8% и 42,6% соответственно). Кроме этого, значительно уменьшилось число "санкционных" жалоб на банки - в 7,3 раза. В целом количество жалоб на банки сократилось на 5,7%, при этом на потребительское кредитование граждане жаловались реже на 8,6%, на ипотечное - на 17,2%. Вместе с тем участились жалобы на мошенничество с помощью социальной инженерии.

Количество жалоб в адрес участников рынка ценных бумаг уменьшилось в 3,3 раза также за счет снижения санкционных жалоб. Однако к концу года Банк России зафиксировал всплеск обращений в связи с введением санкций против ПАО "СПБ Биржа" и последующей приостановкой торгов иностранными ценными бумагами.

Массовые запросы в 2023 году

Из тенденций 2023 года ЦБ отмечает поступление массовых шаблонных запросов о проверке коэффициента бонус-малус - показателя безаварийного вождения. Такие обращения формировались не самими водителями, а посредниками за плату, хотя граждане в случае необходимости могут сделать это самостоятельно и бесплатно. "Благодаря комплексу мер, принятых Банком России и страховыми компаниями, в IV квартале число таких жалоб снизилось на 43% по сравнению с I кварталом. В целом без учета шаблонных запросов жалобы, связанные с деятельностью страховщиков, сократились на 19,3%", - говорится в материалах.

Также массовые шаблонные претензии поступали от клиентов микрофинансовых организаций (МФО), которые поверили обещаниям "псевдоэкспертов" уменьшить размер долга. Заявители просили регулятора провести проверку договоров займов на наличие скрытых переплат, навязанных страховок и дополнительных услуг, которые не находили своего подтверждения. Если не считать такие обращения и жалобы на оформление мошенниками займов на чужое имя, то на МФО стали жаловаться реже (на 3%). ЦБ рассчитывает, что решить проблему с мошенническими займами поможет закон о самозапрете на оформление кредитов и займов, готовящийся ко второму чтению.