Войти в почту

«Надежда — на Ротенберга». Вероника Степанова — о правильных принципах раскрутки профессионального спорта

Говорят, «олды» недовольны моими предложениями поменять многое в моем же спорте? Говорят, слишком много про рейтинги, деньги, и вообще, не наше это все, не родное. Интересно, когда английский футбол, канадский хоккей и, страшно сказать, американский баскетбол приходили на Русь, скептики и консерваторы тоже кричали, что не надо нам этого, у нас есть свои лапта и городки и что-то там еще? Надо будет у моих оппонентов и критиков спросить — они как раз должны помнить, как там было. Надо меняться. Я внимательно слушала выступления Михаила Дегтярева на ПМЭФ. Мне интересно, с чем новый министр пришел. Особенно та часть, где он говорил о том, что ориентиром должны быть американские спортивные лиги. NFL даёт американской экономике более 10 миллиардов долларов в год, NBA и MLS (бейсбол) лишь немногим меньше. «А, ну, это Америка», — скажут скептики. Дело не в каком-то особом умении американцев раскручивать шоу из спорта. Индийская лига крикета, IPL, уже генерирует миллиарды тех же долларов в год и растет такими темпами, что скоро обгонит все американские лиги. Общее у них то, что крикет, американский футбол и т. п. — виды спорта региональные, не мировые — да им и наплевать, что они не футбол. Они просто умеют привлекать зрителей и зарабатывать деньги. Может быть, чтобы превратить спорт в бизнес, надо быть американцем или индийцем? Нет, просто правильную голову на плечах надо иметь. Точнее, несколько голов — в одиночку такие изменения не совершить. Но повод надеяться есть. Ещё один спикер ПМЭФ, которого слушали внимательно, Роман Ротенберг: «Коммерческая выручка СКА за прошедший сезон — 1,13 млрд рублей. Это абсолютный рекорд, лучший показатель в лиге. В 2011 году была 50 млн рублей. Рост в 22 раза!» Я не слежу за хоккеем, мне кажется, у Кубка Гагарина в этом сезоне другой владелец, но для меня победитель — именно СКА. Но давайте в США вернемся. Чтобы увидеть, как делать не надо, а то покажется, что американцы все поголовно продвинутые и деньги умеют делать прямо из воздуха. Возьмем мой родной лыжный спорт. С точки зрения тех самых «олдов”-консерваторов, с которых я начала эту колонку, в лыжах в США — все прекрасно. Провели впервые за много лет этап Кубка мира — относительно успешно. В главном американском любительском марафоне American Birkebeiner в этом году приняло участие почти 8000 человек, причём слоты были распроданы за полгода. Для сравнения, у нас в самом крупном подобном марафоне бежит вдвое меньше лыжников-любителей. И олимпийская чемпионка-2018 Джессика Диггинс в этом году во второй раз выиграла Кубок мира. В понимании консерваторов — чего еще хотеть-то? Многого! Это лишь смесь красивой витрины с «синицей в руках», которая мила так многим. Финансы лыжной федерации и близко не стояли к лидерам из Норвегии. Нет денег — нет нормального обеспечения, на все крупные и даже не очень крупные расходы пожертвования собирают. У них нет гарантированной подпитки профессионального спорта от букмекеров, как в Скандинавии или у нас. Кейс Джесси Диггинс не показатель, за ней нет никого сравнимого уровня. В Швейцарии тоже был великий гонщик Дарио Колонья, три олимпийских золота выиграл. Но ушёл — и швейцарцы пропали с пьедесталов. В американской сборной точно такая же ситуация. А все потому, что лыжами там рулят люди, которые ничего менять не хотят — во всяком случае, пока 33-летняя Диггинс медали завоевывает. Форматы соревнований — из 20 века, телевидение американские и международные лыжные гонки не показывает, потому что такие соревнования в 2024 смотреть почти никто не будет. Спонсоров крупных нет, дети в лыжные гонки не идут (мой знакомый владелец спортивного магазина в Висконсине продает сейчас в 2-3 раза меньше лыж, чем 15 лет назад, по его словам). Вот сейчас критики возбудятся: сама же сказала, что в массовых марафонах все слоты раскуплены. Вот это и есть ложное ощущение «все в порядке» — сравнительно малая, но громкая группа создает впечатление, что все ок, все идет как надо. Это ошибка. 10, 20, 30 тысяч продвинутых любителей найти в такой большой стране, как США, относительно просто. А должны быть сотни тысяч покупающих лыжи в магазинах и миллионы — у телевизоров. Устроить это можно только одним путем — профессиональной раскрутки спорта и его звезд. Всеми легальными методами. Я хочу прайм-тайм на телевидении, забитые фэнами стадионы и узнаваемость на уровне страны. Если ко всему этому не стремиться — то какой же ты профессионал? Но что-то мне подсказывает, что просто хотеть я могу до конца своей карьеры — и ничего не изменится. Надежда теперь на господина Ротенберга. Рост коммерческой выручки в 22 раза — это круто. Я, пожалуй, побегаю еще — скажите, сколько. 

«Надежда — на Ротенберга». Вероника Степанова — о правильных принципах раскрутки профессионального спорта
© Матч ТВ