Попробовав свое, уже не хотят чужого: рынок все чаще выбирает отечественного производителя

Горнолыжная отрасль России показывает два тренда: с одной стороны, идет вверх спрос на такой активный отдых, с другой — развивается и сам сектор, появляются новые территории катания, новые склоны. Чтобы обеспечивать растущие спрос и предложения, нужны ресурсы, не только финансовые, но и промышленные.

Попробовав свое, уже не хотят чужого: рынок все чаще выбирает отечественного производителя
© Daily Moscow

И отечественный бизнес сегодня выполняет эту миссию, вкладывая усилия и средства в создание курортной инфраструктуры, оборудования и техники.

Нагрузка растет – курорты в плюсе

Только еще начавшийся горнолыжный сезон 2024-2025 уже показывает серьезный рост спроса на такой отдых. Об этом сообщают интернет-платформы, где можно найти туры и размещение. Например, по данным «Авито», россияне активно едут на сочинские склоны, а также на курорт Шерегеш Кемеровской области. А «Островок» сообщает, что в топ-5 вырвались такие курорты как Красная Поляна, Эсто-Садок, Архыз, Шерегеш и Домбай.

Также вырос поток горнолыжников и на Чегет в Приэльбрусье.

«Чегет — лучше для фрирайда нет!» - скандируют любители такого стиля катания: на Чегетском хребте есть горы, которые подходят только для самых смелых, длины спусков доходят до 20 километров, канатные дороги поднимают туристов на высоту до 3 километров.

Сегодня на российские склоны большие планы не только у туристов, но и у профессиональных спортсменов. Например, старший тренер мужской сборной России по лыжным гонкам Юрий Каминский замечает, что качественные тренировки лыжников отлично проходят на базах в Архызе, на Домбае, в Терсколе. И, что важно, сегодня лыжные гонки и биатлон начинают «кооперироваться» с горнолыжным спортом – это работа с прицелом на будущее.

«Игры-2026 будут высотными, уже сейчас надо просматривать и выделять «горняков», хорошо чувствующих себя в таких условиях» Юрий Каминский Старший тренер мужской сборной России по лыжным гонкам

На зимних олимпийских Играх-2026, которые пройдут в Италии, в соревновательной программе впервые за 20 лет вводится новый вид спорта – лыжники будут проходить дистанции и на горных склонах, это так называемый ски-альпинизм («скимо»).

Так что в ближайшие годы нагрузка на наши горнолыжные площадки будет только возрастать: и любители горных лыж все больше едут на российские курорты вместо далеких зарубежных, и спортсмены тоже будут оттачивать свое мастерство в больших масштабах.

Ответственность у курортов двойная. Рост количества человек, приезжающих на отдых или тренировки, для курортов только плюс. Но при этом нельзя ни на миллиметр опуститься в качестве, и уж тем более нельзя допустить малейших сбоев в работе техники и оборудования. Требовательны обе аудитории: и взыскательные опытные туристы, и профессиональные лыжники.

Техника не подведет! Но какая?

С каждым годом российские курорты вкладывают все больше усилий в собственное оснащение. Ведь после того, как Европа перестала сотрудничать с Россией в сфере высокотехнологичного оборудования, пришлось искать новые резервы и изучать предложения.

Россия повернулась в сторону Востока, в разные отрасли российской экономики стал заходить Китай, не обошел стороной он и сферу горнолыжной инфраструктуры.

Например, в КНР работает завод BMHRI, эта компания закрывает до 50% потребности китайского рынка канатных подъемников. Она же разрабатывает и местные стандарты безопасности в этой сфере. Представители этого бренда предложили российским курортам свои услуги. Далеко не все горнолыжные кластеры стали вообще изучать эти предложения: посчитали не выгодным.

Ведь канатная дорога курорту нужна под ключ — не только ее строительство и установка, но и дальнейшее обслуживание, ремонт. С Китаем это будет дольше и сложнее.

Из тех регионов, которые просчитывали китайский вариант — а это были, например, Челябинская, Иркутская, Новгородская области, Приморье — только последний решился поставить на своем новом курорте подъемник BMHRI. Верно ли это решение, покажет только будущее. Однако не мешает помнить, что все же Китай — это далеко не премиальный уровень швейцарских или немецких брендов, которые строят свои подъемники с прошлого века.

Навскидку, бренд Doppelmayr построил за время своего существования уже более 15 тысяч подъёмников в 96 странах. КНР идет по следам Европы, но отстает лет на 20, говорят эксперты отрасли.

Надо сказать отдельно и о гарантийных сроках на подобное оборудование, которое работает в сфере высокого риска (трудные условия эксплуатации, большие высоты, сложнейшие механизмы, перевозка людей). Профессор РЭУ имени Плеханова Павел Журавлев, обладающий не только научными знаниями, но и многолетним практическим опытом в сфере машиностроения, отмечает, что еще в начале 2000-х годов китайские компании давали на свою технику и разработки гарантии раз в 7 меньше, чем российские производители:

«Мы разработали новый вариант ходовой части с колесной базой железнодорожных вагонов с гарантией на 350 тыс километров, а китайцы показали свой аналог, пообещав, что их продукция пройдет всего 50 тыс километров. Это ничтожно мало для такого мощного оборудования».

Действительно, сложная техника должна обладать большой гарантией, которая подтверждает ее надежность.

Ряд российских курортов уже наладил основательное партнерство с отечественной промышленностью. Например, краснодарские курорты, горнолыжные зоны отдыха в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечне уже не только рассматривают для себя приобретение российской канатной дороги, но и ставят наши подъемники. Отечественный холдинг РУСЛЕТ уже в 2025 году установит современную канатную дорогу на новом курорте «Турьев Хутор». Возводятся подъемники на курортах «Мамисон», «Ведучи».

Заметим, что в наступающем году эта компания будет производить уже полностью локальные канатные подъемники, без использования каких-либо импортных деталей.

Холдинг обещает, что производственные мощности обеспечат выпуск до 15 канатных дорог в год. А дальше все будет зависеть от роста спроса: потенциал у производства большой.

Также курорты переходят на отечественные запчасти и комплектующие, вплоть до программного обеспечения, блоков управления дорогой – это избавляет их от сложной логистики и дороговизны при зарубежных поставках. Наконец, важнейшая составляющая такого сотрудничества — сервис — тоже обеспечивается силами РУСЛЕТ, у нее есть свои инженерные Центры. И компания старается размещать их в регионах, где бурно развивается горнолыжная отрасль, чтобы быть максимально близко к местам установки подъемников и оперативно оказать помощь.

Не отстают и отечественные производители ратраков. К примеру, российский производитель специализированной техники UMG создал новейшую модель ратрака — он может работать и на равнине, и на склонах.

Как и российские производители канатных дорог, создатели ратраков запустят в 2025 году серийное производство своих машин – до 115 экземпляров в год. А до 2029 года хотят кратно увеличить объемы производства.

«Нам важно максимально импортозаместить продукцию зарубежных производителей на отечественном рынке» Константин Николаев Генеральный директор UMG

И эти ратраки уже отправились работать в Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область, Кузбасс, а еще на горнолыжную базу ФАУ МО РФ ЦСКА.

Сделали отечественный ратрак и сыктывкарские специалисты – модель SKICAT SC240, причем эта компания, как и вышеупомянутые, имеет большой опыт — работает более 25 лет: здесь и раньше делали снегоуплотняющие машины, которые готовят горнолыжные склоны и трассы, а также специальные транспортные машины.

«Получилась отечественная разработка, не уступающая по функциональным возможностям западным аналогам. Наша техника работает на склонах Алтая, Урала, Иркутской области, Татарстана, республики Коми» Представители компании

Российские производители смогли показать себя

Ситуация с переходом на отечественное, со сменой торговых партнерств и успешной заменой импортных предложений российскими коснулась разных сфер экономики. Например, отечественные предприятия-производители медтехники и препаратов, участники Российской недели здравоохранения, которая прошла в декабре в Москве, отмечают: заказчики, крупные компании или больницы, сейчас с большим желанием и в крупных объемах закупают именно российскую продукцию.

«Есть и китайские аналоги, они сейчас заходят на рынок РФ, но наши клиенты отмечают, что КНР предлагает качество значительно ниже, и не хотят рисковать. Тем более, когда дело касается, например, дезинфекции операционных блоков, санобработки помещений, обработки хирургической аппаратуры – тут рисковать никто не хочет. А крупные российские предприятия выпускают свою продукцию уже 20, 30 лет и более. Нам доверяют», - рассказал корреспонденту нашей редакции представитель одной из компаний, выпускающих дезинфицирующие средства и приборы.

Российские производители сейчас фактически получают карт-бланш. Вот еще один пример, историей поделилась с нами сотрудница предприятия, выпускающего бытовые химические средства:

«Раньше нас душили европейские производители. Наш завод долгие годы производит стиральные порошки промышленного назначения. Но заказчики использовали поставки из Европы, мы пробивались на рынок с трудом. Сейчас конкурентов из-за рубежа нет или стало значительно меньше, и мы наконец вышли на крупные контракты. Наши средства используют, например, крупные транспортные компании, чтобы поезда, самолеты, автобусы были всегда чистые. И замечу, что некоторые европейские компании нашей сферы пытаются сейчас вернуться на российский рынок, но клиенты уже не хотят закупать их товар. Потому что увидели наше качество».

Такой естественный отбор — лучший двигатель экономики. Рынок сам отбирает все качественное, отметая те предложения или продукцию, которая не отвечает ожиданиям и требованиям.

Думается, по тому же принципу будет развиваться и горнолыжная сфера России. Теория – хорошо, но практика сама показывает, что соответствует высокому уровню запросов курортов и туристов.

Можно прогнозировать, что опытные российские производители сложного оборудования, в том числе и подъемного, скоро будут получать еще больше заказов, потому что в реальных условиях подтверждают высокий уровень своей продукции и сервиса.