Лыжник Сергей Ардашев рассказал о борьбе с Большуновым и олимпийской мечте

Новый год у лыжников и биатлонистов начался в Рязани, где в начале января прошла "Гонка чемпионов", собравшая практически всех лучших из обоих видов спорта. Среди нихи лидер Кубка России по лыжным гонкам Сергей Ардашев.

Лыжник Сергей Ардашев рассказал о борьбе с Большуновым и олимпийской мечте
© Российская Газета

От Ардашева ждали прорыва еще перед Олимпиадой-2022 в Пекине, но результаты у Сергея пошли как раз сейчас. 26-летний спортсмен не только лидирует в сезоне, но и впервые в карьере взял личное "золото" чемпионата России в 50-километровом марафоне, опередив в финишном створе самого Александра Большунова. Мы поговорили с Сергеем о противостоянии с трехкратным олимпийским чемпионом, тяжелых моментах и олимпийской мечте.

Кажется, лыжники и биатлонисты, да и зрители заждались турниров вроде "Гонки чемпионов". Согласны?

Сергей Ардашев: Конечно, хочется, чтобы такие соревнования проводились чаще. Зрителям такие форматы интересны, а для спортсменов - это возможность дополнительно раскрутить себя.

Для вас подобные старты больше шоу или практический смысл в них тоже есть?

Сергей Ардашев: Будем честны: в первую очередь, это все-таки шоу. В то же время, после последней официальной гонки прошло больше недели. Чуть отдохнул, и снова начал готовиться, наматывать объемы. Скоро очередной этап Кубка России и нужно приводить себя в форму, быть более "разогнанным". По дистанции все было хорошо, на предпоследнем круге я начал наращивать темп до максимума, казалось, немного зашел в пятую зону и силы начали меня покидать. С другой стороны, перед награждением я в часах посмотрел график прохождения всей гонки и увидел, что в "красной зоне" на самом деле очень неплохо поработал. До Нового года мне удавалось в ней поработать, дай Бог, минуту, а тут я продержался целых шесть. Надеюсь, в будущем смогу дольше держать эту зону.

Три года назад я общался с Еленой Валерьевной Вяльбе и, в частности, спрашивал, есть ли у нее на примете новые Большуновы. В ответ она говорила, что особые надежды возлагает на Сергея Ардашева. Что в прошлых сезонах получилось не так?

Сергей Ардашев: Видимо не подошел тренировочный план. Вместо того, чтобы расти, результаты падали. Вроде должен порхать на лыжне, а вышел провал. Поменял тренера, начал потихоньку наверстывать упущенное. Но все равно обидно, что именно тогда не получилось бежать, как могу. Остался без Олимпиады, на этапах Кубка мира не показал всего, на что способен. Получаться стало только в последние пару сезонов. Надеюсь, на этом не остановлюсь

Насколько сложно психологически было преодолеть тот кризис? Не было мыслей, мол, зачем я вообще лыжами занимаюсь?

Сергей Ардашев: Такие мысли в голову приходили. Да зачем вообще выходить бежать, бороться за 30-е места. Но где-то глубоко в голове сидело: ты еще ничего не добился, а уже хочешь все бросить на полпути. Ты должен брать свое. В тот момент очень помогла семья. Жена, тренер, друзья поддерживали, говорили, что все впереди. И пошли результаты. Научился как-то раскладывать все по полочкам, более серьезно подходить к делу. Помню два года назад финал Кубка России в Кировске. Ребята поднимаются на пьедестал, а ты стоишь, смотришь на это откуда-то со стороны. И так грустно стало. Тогда дал себе слово, что в следующем году сам буду на пьедестале. И слово сдержал.

Какая мысль сейчас преобладает? Пока Большунов не в форме, нужно ковать медали? Или - жаль, что Большунов не в оптимальном состоянии, так обыгрывать его было бы интереснее?

Сергей Ардашев: Конечно, интереснее, когда Саша в оптимальной форме. А вообще этот вопрос мне уже надоел. Желаю Большунову только здоровья, но его нынешнее состояние - сугубо его дело. Мы в команде часто об этом говорим. Мы ведь тоже не сигарету курим, работаем, полностью отдаем себя делу и заслуживаем быть там, где мы есть.

Недавно лидер общего зачета Кубка мира норвежец Харальд Амундсен признавался, что пересматривал старые гонки с Большуновым, чтобы что-то перенять из его техники. Это вообще возможно, что-то взять у такого уникума?

Сергей Ардашев: Мы тоже регулярно смотрим и наших ребят, и европейцев. Всегда стараешься попробовать новое. Друге дело, что у всех разное телосложение, разная мощность. Например, мне тяжело, что классикой, что коньком идти также мощно, как это делает Александр, я стараюсь работать экономичнее. А вообще, если взять тех же норвежцев, у них все примерно одинаково ходят, с детства плюс-минус одна школа. У нас не так: у каждого тренера свое видение, как надо.

Большунову желаем только здоровья, но мы тоже работаем, отдаем себя делу и заслуживаем быть там, где мы есть

Такое разнообразие хорошо или плохо?

Сергей Ардашев: На мой взгляд, не очень хорошо. Например, у меня был первый личный тренер, потом я попал в юниорскую команду, потом во взрослую .Сейчас меня тренирует Егор Владимирович Сорин, до него был Олег Орестович Перевозчиков. И у всех разное представление о том, какой должна быть техника. Постоянно приходится перестраиваться. Ты вроде год ставил одну технику, ломал-ломал себя, а потом переходишь к другому специалисту и снова надо себя ломать.

Последний вопрос по Большунову. Не раздражает, что сейчас лыжные гонки освещаются только через большуновскую призму? Вот он снова не выиграл, или наоборот - выиграл. А остальным достаются крохи внимания…

Сергей Ардашев: Если это помогает развитию лыж, привлекает внимание, то пусть. Но вообще часто пишут такой мусор. В тех же комментариях. Однажды меня так зацепило, аж захотелось ответить. В прошлом сезоне я как-то сказал, что мог бы побороться с Большуновым, если бы у меня было состояние, как в одной из гонок. И понеслось. Столько хейта на меня вылили. Мол, не неси ерунды, иди потренируйся. А ведь сейчас то же самое говорят про Большунова. Что у него нет нужного состояния, что если бы оно было, то и результаты были бы другими и так далее. И ничего, никто не возмущается.

В какой-то момент понял, что все это ерунда. Быть может, людям просто нечего делать. Пусть выйдут сами, попробуют побегать.

Могли себе представить, что первое личное "золото" чемпионата России выиграете вот так - в финишном створе марафона?

Сергей Ардашев: Если бы мне сказали об этом два года назад, я бы точно не поверил. Только не в коньковом марафоне.

От какой победы эмоций больше: на чемпионате России или на молодежном чемпионате мира?

Сергей Ардашев: Те эмоции немного стерлись, но на международных соревнованиях все же поинтереснее. Хотя эта победа получилась тоже очень эмоциональной и имеет большое значение для меня.

Лидерство в Кубке России дает дополнительную уверенность или наоборот давит?

Сергей Ардашев: Старюсь не думать об этом. Выхожу на старт и просто делаю свое дело. Если застрять в этих мыслях, все проиграешь.

Главная задача на сезон - провести его стабильно. Если есть стабильность, гонки сами собой хорошими получаются. Понятно, что хочется побеждать, но прежде всего важно правильно работать, правильно настраиваться и не болеть. Тогда все будет нормально.

Сейчас в разных видах спорта россияне получают нейтральный статус. Эти новости греют душу?

Сергей Ардашев: Конечно, интереснее стало соревноваться, когда понимаешь, что есть шансы попасть на Олимпиаду. Мне уже 26 лет. Следующие Игры будут только через четыре года. С одной стороны, по возрасту еще приемлемо, с другой, будет сложнее. У нас постоянно новые таланты появляются. Конкуренция такая, что тонус терять нельзя, иначе окажешься на обочине.

Олимпиада - это мечта?

Сергей Ардашев: Мечта - не просто Олимпиада, а олимпийская медаль.