В Кыргызстане восстановят уникальную горнолыжную базу
В национальном парке "Ала-Арча" поблизости от Бишкека возобновит работу легендарная горнолыжная база. Как заявил заместитель директора парка Кубанычбек Жекшенбеков, в ближайшее время начнутся работы по ее реконструкции. Сама же база, согласно планам, будет принимать гостей 9 месяцев в году.
Стоит отметить, что находится она на одном из Больших Ала-Арчинских ледников и имеет уникальную историю. Корреспонденту "РГ" удалось найти ветерана горнолыжного спорта, который принимал участие в ее строительстве.
По словам Владимира Новроцского, в 80-е годы прошлого века горнолыжные базы, как правило, строились и функционировали за счет крупных промышленных предприятий.
- Например, база ЗИЛ была создана усилиями энтузиастов - рабочих завода имени Ленина, отсюда и название, - вспоминает Новроцский. - У другого крупного завода - "Тяжэлектро" - была база "Оруу Сай". Руководил ею Вальдемар Трелевский. Работал на ней и я. Для того времени Трелевский был очень прогрессивным руководителем и видел в горнолыжных базах не только развлекательную составляющую. Он хотел развить этот спорт в Киргизии, вывести его на новый уровень и привлечь в республику спортсменов со всего Советского Союза.
Вместе с единомышленниками директор базы "Оруу Сай" начал искать площадку, на которой можно было бы заниматься горнолыжным спортом и летом. В составе группы были альпинисты, которые знали ледники, их природу и могли оценить, какой из них наиболее безопасен для реализации задуманного.
- Выбор пал на один из трех Ала-Арчинских ледников - средний, - вспоминает Владимир Новроцский. - Тело ледника больше двух километров. Оно упирается в Суусамырскую долину, а свое начало он берет на высоте 4050 метров недалеко от места, называемого "Сахарная голова". Освоение площадки активно начали в 1979 году. Хотя как сказать - активно... Да с малого начинали. Во-первых, до ледника не было дороги, а удален он от альплагеря в ущелье Ала-Арча на 17 километров. Не ходили туда ни альпинисты, ни туристы. Для первых там не было каких-то особенно интересных вершин, для вторых - далеко и сложно. Поэтому места, конечно, там были дикие, но очень красивые.
Очень помог спортивный комитет Киргизской ССР - организовал вертолеты, на которых на плато доставлялись грузы. По-другому было просто невозможно. Позже двое активистов соорудили на базе тяжелого артиллерийского тягача уникальный бульдозер - с лопатой и лебедкой. Этим-то агрегатом за несколько месяцев и проложили дорогу. Но и то - по ней мог пройти только тяжелый гусеничный тягач. Колесная же техника на ледник не добиралась.
- Сейчас дорогу, конечно же, нужно прокладывать заново, - полагает Владимир Новроцский. - Здание базы в запустении, обветшало, но по-прежнему стоит, и его можно привести в порядок. Для развития профессионального горнолыжного спорта возрождение объекта, конечно же, имеет большое значение. Тем более, что сезон как раз для нее подходящий - летний период. Но уже с середины сентября дорога забивается снегом, и на базу ни пройти, ни проехать просто невозможно.
Вместе с тем
Вальдемару Трелевскому удалось не только создать базу мечты, но и привлечь сюда членов сборной Советского Союза по горнолыжному спорту под руководством легендарного Леонида Тягачева. По воспоминаниям Владимира Новроцского, слаломисты приезжали в Киргизию в 1980-е годы - как раз перед Кубком мира. Был на леднике в Ала-Арче и величайший советский спортсмен Александр Жиров. Атлеты, как утверждает Новроцский, были в полном восторге и от базы, и от качества льда. Он убежден, что именно Ала-Арча в свое время помогла им достичь таких результатах на последующих играх.