Поуехавшие: Жить в Германии можно, только зимой очень холодно и друзей нет

После волны эмиграции, вызванной СВО, вырос интерес к тому, как наши соотечественники обустраиваются на чужбине. «Свободная Пресса» рассказывала, как живут пенсионеры в США.

Поуехавшие: Жить в Германии можно, только зимой очень холодно и друзей нет
© Свободная пресса

Про стариков в Германии тоже приходилось слышать, что они частенько проводят время на заслуженном отдыхе в южных странах. Но до пенсии еще надо дотянуть. В этой стране, кстати, пенсионный возраст для мужчин – от 65 лет.

А как живут те, кто пока работает? Особенно интересен опыт россиян, которые переехали в Германию много лет назад.

У одного из традиционных собеседников корреспондента «Свободной Прессы» на Урале есть школьные друзья, уехавшие в Германию. Так что можно делать кое-какие сравнительные выводы.

«СП»: Как им там живется? Уже 30 лет, считай, прошло.

– Жить в Германии неплохо. Изначально моим одноклассникам там очень нравился безвизовый режим. Круто же. Захотел – смотался в Италию, захотел – в Бельгию. Женщины привыкают ездить на распродажи в Италию и Испанию.

«СП»: Россиянам в массе своей не до поездок в Европу, конечно. У нас одна из самых больных тем сейчас – состояние медицины, например. К нужному врачу попасть – проблема. Часто просто нет необходимого специалиста. Или очередь к нему длинная.

– В Германии без помощи тебя на оставят. Но государственная медпомощь чисто номинальная. Базовые потребности в малом объеме обеспечивает. Так что по большому счету разница с Россией незаметна.

«СП»: Страховка медицинская?

– Есть. И работодатель делает дополнительную страховку. Но покрывает она не все случаи. Можно, конечно, лечиться в Германии. Но придется встать в очередь и все равно будет дорого. Договориться по знакомству, чтобы лечиться в бюджетной больнице у хороших врачей, там не получится.

Поэтому одноклассник недавно прилетел лечиться на родной Урал. Сейчас лежит в нашей больнице. Платно. Но вышло дешевле.

«СП»: Жилищно-коммунальная система в Германии лучше или хуже нашей?

– Одноклассник говорит, что их коммунальная система – ад. С содроганием ждут зимы. Просто дикие тарифы на коммунальное обслуживание. Зимой ходят по дому одетыми, поскольку холодно. Камин используют в прямых целях – для отопления.

«СП»: Родной языковой среды, видимо, тоже не хватает?

– Да. В России, если ремонт, я могу позвонить приятелю с предложением: «Давай обои поклеим, потом выпьем». В Германии такое не прокатывает. Нужно вызывать сертифицированного мастера, который дорого стоит. Либо клеить обои самому.

И, конечно, невозможно привыкнуть к тому, что соседи при встрече тебе в глаза улыбаются, а сами тем временем уже могли настучать, что сосед, мол, намусорил. Нет взаимовыручки и взаимной поддержки даже между хорошо знакомыми людьми. Каждый сам решает свои проблемы.

Интересно, что даже россияне, уехавшие в Европу, перестают помогать друг другу, включая бывших одноклассников.

«СП»: А что там с образованием? В сети информация, что в большинстве государственных вузов образование бесплатное, в том числе для иностранцев.

– Товарищ из Германии рассказывает, что много денег отдал за обучение в вузах двух сыновей. Старший вуз уже закончил. Но с работой у него пока не складывается. То есть работает, но зарплата низкая. Вообще с трудоустройством в Германии сейчас непросто.

«СП»: Пытаюсь понять: человек рад, что уехал? Или не рад?

– Он сам не может понять. Иногда радуется. Например, когда в России объявили мобилизацию. А иногда думает, зачем он в Германию приперся? Что там такого особенного? Он сравнивает с жизнью одноклассников в России и не видит заметной разницы в качестве.

А когда я ему показал фото загородного сетевого поселка комфорт-класса (такие уже построены под Челябинском и Екатеринбургом, будут строиться близ Питера и Ставрополя), ему очень понравилось.

«СП»: Что Россию объединяет с Германией, это, наверное, мигранты?

– Да, это реально проблема для немцев. Достали, говорят. Раньше в Германию приезжали все больше турки и румыны, вели себя цивилизованно. Мигранты новой волны другие. И их очень много стало.

«СП»: Интересно, уехавшие в Германию россияне не думают вернуться?

– Некоторые возвращаются. Но мои одноклассники не вернутся. Потому что банально некуда. Жилья в России у них уже давно нет. С работой в Германии всё устаканилось. А в России придется решать эти вопросы заново. Уже не тот возраст, чтобы снова срываться с насиженного места.

«СП»: Детям уехавших в Германии, наверное, нравится?

– Не спрашивал. Но немецкие дети – бюргеры. Они не такие, как наши. Немецкие дети действуют строго по указке. Если им сказали 8 листьев для гербария принести – они принесут именно 8. Не 9 и не 10.

Насколько можно судить по опросам россиян, уехавших в Германию в последнюю волну эмиграции, жизнь у них складывается по-разному. Кто-то нашел хорошую, высокооплачиваемую работу как специалист, кто-то живет на заказах из России (такое возможно главным образом для удаленщиков) и ругает немецкую бюрократию, не позволяющую регистрироваться в Германии как предпринимателю (раз нет заказов от местных фирм).

А кто-то и вернулся в Россию, заявляя, что больше таких унижений терпеть не намерен. Причем, в последнем случае человек, проработав не по специальности, а курьером два года в Германии, теперь занимается тем же самым в России.

Хорошо там, где нас нет? Как посмотреть. Может, пора научиться делать хорошо там, где мы есть?