Как Глобал тхэквондо помогает адаптироваться "особенным детям"
Благодаря уникальной методике, они могут выступать наряду со сверстниками
Завершившийся в эти выходные в Казани Кубок мира по тхэквондо ГТФ, по версии Международной федерации Глобал тхэквондо, был интересен тем, что вместе с обычными тхэквондистами стартовали представители адаптивного тхэквондо. Подробности — в материале спортивной редакции "Реального времени".
В мире додянга, масоги и хьонги
Спортивный зал Центра борьбы был разделен на три сектора, на которых были постелены додянги, более привычно для россиян называть это татами, пользуясь терминологией дзюдо или карате. Объективно говоря, у небольшой делегации "Реального времени" не стояло задачи задерживаться на соревнованиях, поскольку в субботний день мы уже побывали на водном поло, посмотрев матч и пообщавшись с тренерским штабом сборной Беларуси. Задача на тхэквондо была определена скромно — сделать фоторепортаж и согласовать ранее взятое интервью с вице-президентом Международной федерации Глобал тхэквондо Дамиром Халиловым, который задерживался на совещании с представителями иностранных сборных. Но человек предполагает, а жизнь зачастую располагает и иногда подкидывает самые настоящие подарки там, где их зачастую не ожидаешь от слова совсем. Первый же человек, с которым корреспондент издания решил поговорить, чтобы скоротать ожидание, оказался Анатолием Лошаковым, президентом общественной федерации глобального тхэквондо из Ульяновска, которая занимается адаптивным тхэквондо.
— Мы представляем адаптивное тхэквондо ГТФ (речь идет о людях с ментальными особенностями, страдающими синдромом Дауна или с расстройствами аутистического спектра (РАС) и т. д.). Сейчас двое отсоревновались, заняв, соответственно 2-е и 3-е места. У нас нет поединков во избежание жесткого контакта, но зато спортсмены в адаптивном тхэквондо могут соревноваться в двух дисциплинах тхэквондо (всего их, кстати, почти полтора десятка) — имитация техники, это работа с тренером-инструктором, когда необходимо в течение минуты демонстрировать владение техникой нанесения разнообразных ударов, а также хьонги.
В это время спортсмены проводили на додянге имитацию боя с противником (может быть, более понятным будет сравнение с боксерским боем с тенью или каратистским комплексом упражнений под названием ката). Это и был вышеназванный хьонги.
Помимо этого обычные спортсмены соревновались в Казани в дисциплинах масоги и стоп-балл. В масоги бились без остановок судей (чем-то напоминает киокушинкай, где рубятся в полный контакт), а стоп-балл это нечто схожее с шотоканом, когда судья останавливает поединок после каждого результативного действия.
"На Кубок мира мы приехали за счет родителей"
Как продолжал рассказывать Лошаков, поездку в Казань они организовали полностью за счет родителей спортсменов, поскольку затраты на старт в Кубке мира не были заложены в бюджет местного минспорта, в отличие от чемпионата мира, Кубка России, которые были оплачены за государственный счет.
Пока Анатолий Викторович уделял внимание общению с корреспондентом РВ, одна из его подопечных — Ксения Митрюшкина — выиграла золото, опередив двух товарищей по команде, об их медалях сообщил Лошаков. Вот так, незваный гость, если он еще и татарин, может приносить удачу. А в это время юные спортсмены начали исполнять удары из разряда маваши-гери, ушира маваши-гери (тут, извините за каратистское прошлое, но я полностью перейду на японскую терминологию, в том числе за счет большего понимания публики).
— Занятия адаптивным тхэквондо помогают нашим детишкам развивать мышечную память, моторику, координацию, это и за счет разучивания комплекса хьонги, и за счет обучения нанесения сложнокоординационных ударов, — практически каждое слово собеседника можно было сопровождать восклицательным знаком, а то и тремя. Для понимания: в нынешнем году Казань принимала старты Единых игр специальной Олимпиады, VIP-гости которой Ольга Слуцкер и Елена Вяльбе без удержу восхищались участниками.
Вячеслав Майсерик: "Наша история важна в обе стороны"
Между тем, они соревновались в большинстве своем в циклических дисциплинах, передвигаясь на тех же снегоступах, иными словами, исполняя простые движения. Более того, в секции по плаванию, где занимается дочь вашего корреспондента, были детские соревнования, перед которыми выступали представители детского адаптивного плавания. Причем, все они стартовали в воде, поскольку тренеры объясняли, что стартовать с бортика или тумбочки для них проблематично. А тут сложные технически удары, которые автор, кстати, сам зачастую выполнял с большим трудом, по истечении трех-четырех лет тренировок. О ката и говорить нечего, мышечная память развита далеко не у всех. Само собой, мы просто не могли обойти вниманием одного из инициаторов создания программы адаптивного тхэквондо Вячеслава Майсерик.
Спортсмены в Глобал тхэквондо могут, благодаря успешным выступлениям на соревнованиях, выполнять нормативы на спортивные разряды, до мастера спорта включительно. Сама по себе эта история уникальна, поскольку такого нет ни в одном виде спорта. Далее мы проводим совместные соревнования, со обычными, или как принято их называть нейротипичными детьми. Это так называемый инклюзивный принцип, который неукоснительно проповедуется с зарождения адаптивного тхэквондо. Это уникальный инструмент для социализации таких людей в обществе, и, по моему мнению, эта история важна в обе стороны. Как представителей адаптивной среды, так и обычных, которые перестают воспринимать их как нечто непонятное.
Касаемо хьонгов, а это упражнение, в котором существует порядка 40—50 движений, которые необходимо выполнять последовательно друг за другом, что трудно запомнить даже обычным людям. Говоря проще, мы разработали собственную методологию, которая помогает это освоить. Уже после того, как мы зарекомендовали себя, нас начали рекомендовать своим пациентам в психоневрологических клиниках, я сам встречался с такими случаями, чему был серьезно удивлен, честно говоря.
Александр Селезнев: "Глобал тхэквондо наиболее близко к изначальному определению боевых искусств как искусство"
Президент Ассоциации глобального тхэквондо Волгоградской области, член президиума федерации тхэквондо России Александр Селезнев был как раз тем человеком, который и посоветовал пообщаться с Вячеславом Майсериком, охарактеризовав его как большого умницу.
— Когда мы только начинали применять эту программу освоения адаптивного тхэквондо, то встречали недоверие врачей, говоривших, что их пациенты способны освоить какое-либо одно движение за год (!) Утверждали, что они живут в своем мире, они не коммуницируют со здоровыми детьми. Мы же сразу с первых соревнований начали проводить совместные старты, и вот вы можете видеть своими глазами результаты.
Александр Иванович, можно сказать, совместитель, представляя и Глобал тхэквондо и олимпийскую часть этого вида спорта, поэтому было любопытно его мнение по поводу разделения данного вида спорта на несколько международных федераций.
— По моему мнению, олимпийские дисциплины, по сути, профессиональный спорт, приводит к тому, что тренер вынужден выбирать небольшое количество своих лучших учеников для того, чтобы достигать с ними максимального результата. В итоге основная масса занимающихся остается за границей его внимания. Соревновательная практика формирует еще и манеру поведения юных спортсменов, я обратил внимание, что на детско-юношеских стартах федерального уровня юные спортсмены рассаживались на трибунах своими командами, поскольку видели в остальных командах своих конкурентов. Что касается нашего тхэквондо ГТФ, то это близко к массовому спорту или же к той части, с которой тхэквондо создавалось как боевое искусство — к искусству как таковому. Помимо того, в олимпийском тхэквондо делают ставку на поединки, поскольку именно там распределяются медали, у нас же 14 дисциплин, по которым можно соревноваться, развиваясь максимально органично. Помимо того, мы уделяем большое внимание военно-патриотическому воспитанию занимающихся, тут я уже говорю о работе российской части федерации Глобал тхэквондо ГТФ.