"Здесь погиб мой прадед…" Бывший футболист сборной России на Мамаевом кургане рассказал о Герое

19 ноября 1942-го, во время Сталинградской битвы, наша армия перешла в контрнаступление. Этот день стал переломным, как и сама битва на Волге.

"Здесь погиб мой прадед…" Бывший футболист сборной России на Мамаевом кургане рассказал о Герое
© Российская Газета

Несколько дней назад на Мамаевом кургане побывал Динияр Билялетдинов, у которого почти полсотни матчей за сборную России. В понедельник национальная команда проведет здесь товарищеский матч с Кубой, а легенды сборной были в городе на Футбольном фестивале Российского футбольного союза: мастер-класс для детей, автографы...

Бил - так в футбольном мире называют Билялетдинова. И фотограф во время посещения кургана сделал снимок Динияра на фоне этих букв - "БИЛ". Это строки военного журналиста Василия Гроссмана о Героях, которые отстояли город 80 лет назад: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!"

Во время Сталинградской битвы Гроссман находился в городе с первого до последнего дня. Принимал участие в боях на передовой. Выжил. Был награжден орденом Красной Звезды.

- А мой прадед тут, в Сталинграде, погиб, - сказал Динияр корреспонденту "Родины". - Мама с тетей долго занимались поиском информации о нем...

Они установили, что Аният Хайретдинов воевал в 10-й Сталинградской дивизии Внутренних войск. Эта дивизия первой приняла бой с фашистами в городе. Изначально блиндажи штаба дивизии находились в овраге реки Царицы. Там после войны поставили памятник воинам 10-й дивизии - один из самых известных в городе. В Волгограде есть и улица 10-й Дивизии НКВД, мемориальная доска на ней.

...В мае на Мамаевом кургане, перед ретро-матчем, который был посвящен Матчу на руинах Сталинграда, другой известный футболист, Денис Бояринцев, рассказывал корреспонденту "Родины" про своего деда: он начал свой путь в Сталинграде и дошел до Праги.

А прадед Динияра Билялетдинова путь свой здесь закончил.

Многие, очень многие, как и Аният Хайретдинов, так и лежат незахороненными в оврагах, балках, на некогда окраинах, которые вошли в черту города. Лежат, чтобы правнук мог приехать сюда. Подняться на Мамаев курган. Прийти на набережную. Сыграть в футбол.

И мы вместе с ним.