Войти в почту

Корреспондент "РГ" пять часов обучался контраварийной езде зимой на автомобиле

Нередко, те, кто давно за рулем, любят бравировать, что давно не открывали правила дорожного движения. Мол, сдал лет "-цать" назад, и будет. Никто же не требует пересдачи? Между тем, почти каждый год в правила вносят изменения. А уж про то, как правильно выйти из заноса, добавлять ли газа, если выехал на лед, - и вовсе мало кто помнит из уроков автошколы.

Корреспондент "РГ" пять часов обучался контраварийной езде зимой на автомобиле
© Российская Газета

Авто.ру совместно с школой водительского мастерства решили помочь вспомнить водителям основные правила вождения автомобиля, в том числе и на скользкой зимней дороге.

В Зимнем зачете ПДД, который можно пройти до 15 декабря, упор сделан на правила езды по зимней дороге. В этом году в экзамен добавили новый раздел, с помощью которого можно проверить навыки управления автомобилем в зимний период и в нестандартных дорожных ситуациях. Полезная вещь: чем больше людей пройдет, тем безопаснее будет дорога, как следствие - снизится аварийность. Зачет состоит из трех частей, а для тех, кто ошибается, посмотреть можно правильные ответы с объяснениями, почему именно так надо поступать.

Корреспондент "РГ" стала одним из тех, кто вспоминал правила зимней езды не только за компьютером, но и на специальном полигоне в Яхроме. Наш тур - это что-то вроде наглядных ответов как раз на эти вопросы.

Снежком по бамперу

Пока едем, начинается легкий снежок, а на подъезде к Яхроме даже принимается метель. Вид из окна машины потрясающий: слегка присыпанные снегом горные склоны с неработающими пока подъемниками, несколько детишек с санками. Воображение тут же рисует красивые картины заноса машины из фильма "Форсаж": крутое пике, виражи… И вот за чередой горнолыжных склонов пологое пространство величиной с три футбольных поля, - это и есть полигон. Никаких аварийных служб рядом нет и в помине. Как объясняет ведущий инструктор школы водительского мастерства Антон Емельянов, интенсивный курс длится пять часов, его основная цель - повысить безопасность поездки на зимней дороге.

"Многие из тех, кто проходит курс, на дороге начинают ездить медленнее. Ведь наглядно видно, что происходит с машиной на льду при скорости 60 км в час, а как это же будет выглядеть при скорости вдвое, втрое выше", - отмечает инструктор.

Всех участников тренировки, а нас пять человек, рассаживают. Но не по машинам, а в аудитории. Инструктор засыпает аудиторию вопросами и ответами: чем полноприводные машины отличаются от заднеприводных, как ведут себя те и другие, почему во время поворота может занести машину, куда крутить руль. Чем цепляется машина за поверхность. И заключает: "Физика - основа всего, и все ошибки водителей на дороге бывают из-за того, что человек не знает эту науку".

И, для исправления этого, предлагает сесть по железным коням. Во дворе школы ждут четыре машины Audi Quattro. Мне досталась белоснежная красавица с номером 1.

Но прежде, чем запрыгнуть внутрь, снова инструктор рассказывает о правилах, на этот раз - про правильную посадку водителя. "Машину нужно чувствовать спиной, поэтому не откидывайте сильно спинку кресла назад. Не загораживайте рулевым колесом обзор, поднимите сиденье. Не висите на рулевом колесе - это не аттракцион. Ноги не должны быть прямыми, посадка должна напоминать сидение на стуле, причем, пятки обязательно должны касаться пола", - напутствует он и раздает рации. Именно по этому средству связи инструктор будет рассказывать, что и где сделал ученик правильно, а в чем ошибся, отрабатывая, так сказать, физику. За серьезные ошибки грозятся выдавать желтые карточки, а за опасные маневры - красные.

Змейки с подвохом

С чего начинают учить вождению в автошколе? Правильно, езда змейкой. И тут тоже предстоит проехать змейкой от одного края полигона до другого. Для ориентира, куда ехать, расставлены десятки вешек - оранжевых и синих конусов. Пробный круг едем за инструктором. Но вот, первый пошел. Выжимаю педаль газа в пол. Машина срывается с места. Лечу до первой череды вешек, вхожу в поворот, снова газ, опять поворот. "Динамику давай, - кричит в рацию инструктор. - Прошла нормально, но быстрее надо. Чувствуй машину". Следом за мной на безопасном расстоянии проносится черная Audi, из-под ее колес летит снег и часть вешек. Одну из машин разворачивает. Что-то орет в рацию инструктор. Снова все на старт. К пятому кругу я понимаю, что ехать стала быстрее, смотрю на спидометр в разворот вхожу на 50 км в час! Ни на какой дороге в здравом уме я бы при такой скорости маневры не совершала. "Первый номер, сбросить скорость!" - инструктирует Емельянов. Но поздно. Машина пошла в пляс, болтает ее из стороны в сторону и тянет вбок. "Газа давай, руль не бросай, в сторону заноса его крути, выпрямляй колеса", - продолжает вытаскивать мою машину из пике Емельянов по рации.

Только отдышалась. Новое задание: ускорение, замедление и крутой поворот. Газ в пол, белая ласточка с пробуксовкой мчится к вешкам! Две секунды, и конусы сзади падают врассыпную. Кое-как совладав с машиной, мчусь к следующим конусам… "Динамичнее, газ не бросай", - командует Емельянов.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Каждое упражнение повторяется раз по восемь-девять.

Любопытно замечать, как меняется езда коллег. Кто-то стал резвее, чем был на старте, кто-то, напротив, сбавляет скорость. "Бывает, что тихони к концу занятия едут быстрее всех, но безопасно, - поясняет Емельянов. - Мы ведь движемся от простого упражнения к сложному, опыт ваш растет на глазах. Это вам не видно, а через пару недель почувствуете, что пятичасовой опыт не прошел даром". Интересуюсь, неужели обещают ледяной дождь? "Вы уже смотрите на машину по-другому, чувствуете ее, почувствуете по-другому и свое авто", - заверяет он.

После очередной вариации змейки начинается последнее упражнение: выписать нужно круг, причем так, чтобы часть пути машину протащила сила заноса в нужном направлении. Разгончик за пару секунд - и вот впереди край полигона, машину тащит туда, как магнитом, а не в нужную сторону. Поворот же остался вдалеке вместе с вешками.

Вот вторая попытка, тут уже снег из-под колес засыпает окна и капот машины. Ничего не вижу, но по рации въезжаю в поворот, а не в кювет. Инструктор отчитывает, что было сделано не так. Новый круг, и вот машину тащит в нужном направлении. Кричу от счастья, и снег брызгами летит из-под колес. Красота!

За пять часов тренировки появляется вкус к быстрой езде, начинаешь чувствовать машину, ее резвость на обледенелом асфальте. Чувствую, стала ассом. Хоть сейчас на настоящий лед! Могу пируэты выписывать на четырех колесах лучше, чем фигурист. Другие тренирующиеся разделяют это мнение. "Чувствую богатырскую силу, - говорит, вылезая из черной Audi, Ольга Белова. - Жалко, быстро занятие закончилось"

В заключение инструктор просит поставить машины на безопасное расстояние. Затем всех участников сажает в свою машину. И дальше, как в лучших гонках, начинается ад: машина под чутким руководством профессионала начинает выписывать чудовищные виражи. То крутится волчком, то летит задним бампером к припаркованным машинам. В метре успевает сменить курс и виражом входит в новый виток, потом вираж на 360 градусов и, поднимая метра на три снежную волну, машина выкатывает с покрытия полигона. "Вот эффектный конец уроку, - заключает инструктор. - Такая езда красива и безопасна только на полигоне, не повторяйте. А для учебы такое лихачество бесполезно".