В гостях "РГ" побывала пятикратная чемпионка мира по тайскому боксу
Легкий макияж, рассыпанные по плечам волосы, изысканные украшения - в образе хрупкой и изящной девушки с аккуратным маникюром ничто и близко не говорит о том, что эта красавица может сделать со своими соперниками на ринге или, в случае необходимости, с обидчиками. Наша гостья - мастер спорта международного класса по тайскому боксу, кикбоксингу, рукопашному бою, профессиональный атлет, пятикратная чемпионка мира по тайскому боксу, чемпионка мира по кикбоксингу WKA, двукратная обладательница Кубка мира по кикбоксингу WAKO Diamond, чемпионка Всемирного фестиваля единоборств, чемпионка Азии по кикбоксингу К-1, девятикратная чемпионка КР по боксу, лучший спортсмен по Неолимпийским видам спорта (2016) КР и действующий тренер Шахриза Халилова.
- Шахриза, расскажите о своей семье, кто вы по национальности, откуда родом.
Шахриза Халилова: Я уйгурка из традиционной уйгурской семьи. Папа, Азимджан Мажитович Халилов, родился на территории Китая. Его мама бежала в Кыргызстан вместе с семьей, спасаясь от гонений.
Моя мама, Саниям Абдулхакимовна Халилова, тоже уйгурка, но родилась во Фрунзе. Родители у меня - люди простые. Папы, к сожалению, недавно не стало. Еще года не прошло...
- Чем занимались ваши родители?
Шахриза Халилова: Папа рано лишился своего отца, а он был вторым из восьмерых детей. И был вынужден после 8-го класса бросить школу и работать - тогда права на вождение можно было получить в достаточно юном возрасте. Он поставил на ноги всех своих братьев и сестер, дал им высшее образование, которое не смог получить сам. И занялся собственной личной жизнью только после этого... С мамой они встречались около восьми лет, поженились только тогда, когда папа вернулся из армии. Кстати, мама могла его и не дождаться...
- Что это значит?
Шахриза Халилова: Он служил во Владивостоке, и там советские спецслужбы предложили ему поработать за рубежом. Время такое было... Папа, по его словам, долго раздумывал и, может быть, согласился бы, если бы не братишки и сестренки, оставшиеся на родине, и моя мама. Если бы он принял это предложение, нас, конечно же, не было бы.
У родителей были очень теплые, уважительные взаимоотношения, и они, конечно же, стали для меня идеалом семьи. Кстати, несмотря на то, что они оба уйгуры, папа жил в махалле (район с компактным проживанием мусульманской общины. - Прим. ред.), а мама, напротив, жила в одном из южных микрорайонов. Такая столичная штучка (смеется). Папа поэтому и полюбил маму, потому что она очень необычная для уйгуров. И это было поводом для пересудов среди его родственников. Даже говорили: мол, она не уйгурка. Но мама всем доказала, что знает и традиции, и кухню. Она стала достойной женой и матерью. И это при том, что мама - очень творческий человек. Она долго занималась фотографией, умеет и шить, и вязать. Кстати, мама уже шесть лет ходит ко мне на тренировки, а ей 63 года.
Мама - мой идеал женщины в быту, в доме, в жизни. И такой нетипичной для восточного менталитета наша семья стала благодаря их семейному союзу с папой и их общим взглядам на жизнь.
- Какой главный жизненный принцип заложили в вас родители?
Шахриза Халилова: В семье всегда был закон - если что-то начал делать, доделай до конца. Или не берись вообще.
Ну и, наверное, от мамы мне достался синдром отличницы. Пожалуй, отсюда и все мои достижения в спорте. У меня еще есть старшая сестра и младший братишка. Сестра - профессиональный фитнес-тренер, судья международной категории. Брат тоже увлекался спортом, но в профессиональный не пошел. А вообще мы все с детства занимались танцами. Меня, например, отвели в студию в четырехлетнем возрасте. Я отдала танцам восемь лет.
- Что же произошло в вашей жизни, отчего красивая девочка из традиционной уйгурской семьи в какой-то момент решила: а пойду-ка я в такой спорт, где могут и лицо разбить?
Шахриза Халилова: Училась я в 26-й школе-гимназии, тогда она носила имя Антуана де Сент Экзюпери, во французском классе. И как раз, когда мне было 12 лет, началось время вот этой повальной романтизации бандитской жизни, уличные разборки. Не только мальчишки дрались, но и девчонки. Тогда же пошли и первые телефоны с возможностью видеосъемки. И я как-то посмотрела видео драки между девочками, это было безобразно. А я ведь на танцы хожу! Я всегда должна быть красивой! Вот и подумалось, а вдруг кто-то со мной начнет драться, а я не умею, да и выглядеть при этом должна хорошо. Вот я и стала ходить на тренировки. Родители, кстати, об этом даже не знали. Сначала я пошла на карате, правда, меня оттуда выгнали сразу же.
- Что же вы такого сделали?
Шахриза Халилова: Тренер ничего не объяснил и сразу поставил в спарринг. А передо мной девчонка щеголяет навыками. Что делать? Если драться, так драться! Меня всегда вдохновляли фильмы с Ван Даммом, ну и я начала применять все, что увидела в его фильмах. Нас разняли, сказали, что я невоспитанная, и выгнали. Уже потом я узнала, что это вообще было неконтактное карате.
После этого я пошла в детский спортивный комплекс, на первом этаже которого действовала секция кикбоксинга. Но тренировка уже закончилась, и даже посмотреть не было возможности. А в подвале в это время шли занятия тайским боксом. Туда я и отправилась. Жуткое место, сыро, темно, хмурый тренер... Но я осталась: раз начала, нужно идти до конца. И только лет через пять задумалась: а куда меня занесло? Благо, родители не видели того зала, иначе точно бы не отпустили на занятия.
- А как вас вообще родители отпустили на эти тренировки изначально?
Шахриза Халилова: Объяснила, как есть: все вокруг дерутся, и мне тоже нужно уметь за себя постоять. Долго отговаривали. Увещевали в духе - ты же девочка. Надеялись, что брошу, не выдержу нагрузок. Тем более, что у меня с детства была анемия. Переживали, как это скажется на мне как на женщине, на моей личной жизни.
- Судя по описанию вашего первого клуба, спортивное становление проходило не слишком гладко.
Шахриза Халилова: Мой первый тренер устраивал тотализаторы. Он делал ставки на спарринги.
Узнала об этом случайно, и именно в тот момент, когда он поставил против меня. Но я выиграла! После чего от этого тренера я, конечно же, ушла. Четыре года я занималась без наставника. На соревнованиях в этой графе у меня стоял прочерк. На одном из турниров меня увидел легенда кыргызского кикбоксинга Александр Войнов. Он подошел ко мне, пригласил к себе в зал. Так я попала в сборную по кикбоксингу.
- Личная жизнь и спорт совместимы? Вам это удалось?
Шахриза Халилова: Да, я встретила своего человека. Он тоже атлет, спортсмен, профессиональный таэквондист. Очень помогает мне в тренировках, поддерживает. К счастью, он успел познакомиться с папой, которому мой выбор понравился. Они даже в чем-то похожи: оба молчуны, серьезные, вдумчивые.
- Есть еще какая-то спортивная высота, которую вы не покорили?
Шахриза Халилова: Хотела бы попасть на Олимпийские игры!
Ключевой вопрос
- С высоты вашего спортивного опыта как бы вы описали бокс? Что это для вас?
Шахриза Халилова: В первую очередь это интеллектуальный спорт. Он очень близок к танцам, но его сравнивают и с шахматами. Ты должен просчитывать ходы, быть максимально грациозным. Это на самом деле большое количество навыков, которыми ты должен владеть. Если ты, скажем так, дурачок и только и умеешь, что кулаками махать, надолго тебя не хватит. Чем выше спортивный интеллект, тем лучше умеешь играть на ринге, а не драться.
Кстати, именно на первом мировом чемпионате я увидела другой класс бокса - профессионалов. Все, чем я занималась до тех пор, было любительским спортом. И, конечно же, я захотела подняться на уровень выше.