Спорт вне политики? Российские спортивные власти не могут прийти к единому решению по участию в Олимпиаде

Обновлено в 14:57

Спорт вне политики? Российские спортивные власти не могут прийти к единому решению по участию в Олимпиаде
© BFM.RU

Выступление спортсменов в нейтральном статусе на Олимпиаде вызвало раскол среди спортивных властей. Накануне глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков сказал, что поддерживает позицию тренера по художественной гимнастике Ирины Винер, которая ранее назвала спортсменов, готовых выступать без флага и гимна, «командой бомжей».

Хотя, говорит Поздняков, теннисисты, которые большую часть времени живут за рубежом, говорят, что «играют за себя», и осуждают СВО, это скорее «команда иноагентов». Против такой позиции выступили в Минспорте и Кремле. Дмитрий Песков сказал, что спортсмены сами решают, участвовать ли им в Олимпиаде. «Для нас они все равно российские спортсмены, мы будем радоваться их победам», — отметил он.

Министр спорта Матыцын заявил, что обличительная риторика в адрес российских спортсменов недопустима и мы единая спортивная семья. О расколе в спортивном мире Business FM поговорила с комментатором «Матч ТВ», чемпионкой мира и серебряным призером Олимпийских игр по легкой атлетике Ольгой Богословской:

— Я думаю, что все-таки это в сердцах. Понятно, что такие люди, как Поздняков, впрочем, большой в прошлом спортсмен, имеют право на свое мнение, и Ирина Александровна Винер. Но мы видим, насколько разнополярные мнения у людей, авторитет которых просто непререкаем, поэтому мне кажется, что все равно это эмоции. Это вообще очень опасный путь, его проходила российская легкая атлетика в 2015 году, единственный вид спорта, который был полностью изолирован от международного спортивного движения. И мы видели, что именно вот так начиналась эта внутренняя грызня, но она со временем безусловно пошла уже в другое русло, в продуктивное, и сейчас совершенно другие заявления со стороны легкоатлетов мы слышим, более разумные. Я думаю, что этот тоже период пройдет, но, видимо, надо как-то переболеть. Очень тяжело на сердце наблюдать, когда даже на таком высоком уровне не приходят люди к какому-то определенному консенсусу. Есть люди, которые наоборот призывают, и в том числе мы слышим Матыцына и Пескова.

— А как вы считаете, на практике после заявлений и Пескова, и Матыцына добавится ли число спортсменов, которые, может быть, до этого размышляли, ехать или не ехать на Олимпиаду без российского флага, а теперь какую-то поддержку получили и поедут наверняка?

— Во-первых, они все-таки ориентируются на руководство федераций в первую очередь, на своих личных тренеров. Я не думаю, что здесь будут какие-то большие изменения. Тем более в свое время все ожидали слов президента, и он несколько раз высказывался на эту тему. Никаких запретов на выступления на международной арене нет, но надо, естественно, подходить к делу с холодной головой и смотреть, что тебе предлагают взамен. То есть, чтобы это не было — какие-то бумажки подпиши неизвестно о чем. Все договоренности со спортсменами должны быть именно в спортивных рамках.

Споры не утихают. Заслуженный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова заявила, что шокирована высказыванием главы ОКР Позднякова. По ее словам, люди, столько лет выступавшие за страну, не могут называться иноагентами.

А Ирина Винер как президент Всероссийской федерации художественной гимнастики еще раз отметила — спортсмены, которые выступают без символики, по ее мнению, являются людьми без страны, а значит, они не должны иметь российского гражданства. Она призвала провести общий тренерский совет, который примет решение о том, поедут ли наши спортсмены на Олимпиаду. Дмитрий Песков в ответ на это еще раз напомнил, что президент уже говорил о том, что решение об участии в Олимпиаде спортсмены должны принимать самостоятельно. Комментирует обозреватель портала Sports Наталья Марьянчик:

— По крайней, мере в идеальном мире хочется верить, что главенствующая позиция самого спортсмена, человека, вопрос чьей карьеры решается. И вот сейчас он сам за себя имеет право сделать свой выбор. Федерация, министерство, Олимпийский комитет — это структуры, которые будут существовать в любом случае, пройдет эта Олимпиада, не пройдет, участвуют в ней наши спортсмены, не участвуют. У каждого конкретного спортсмена карьера одна, она происходит прямо сейчас.

— При всем этом вчера вспоминали слова Ирины Винер, которая сравнивала их с бомжами еще в марте месяце. Из этого следует, что художественная гимнастика с российской стороны на Олимпиаде не будет представлена уже явно?

— Она уже не может быть представлена чисто технически, потому что они пропустили все отборочные соревнования, которые происходят. И, соответственно, сейчас, даже если кто-то вдруг из наших гимнасток захочет, они не смогут это сделать. Но опять же по критериям МОК решение принимает за себя каждый спортсмен индивидуально. Ничто не мешает нашим спортсменам, вне зависимости от позиции руководителей их федерации, Олимпийского комитета и всех остальных принять то решение, которое они считают для себя правильным.

— У нас есть более либеральные федерации и менее либеральные федерации, которые предоставляют ту самую свободу выбора?

— Конечно, в том же теннисе я с трудом представляю, как можно повлиять на теннисистов, которые как раз таки достаточно все взрослые и самодостаточные люди и могут принимать все свои решения. Я думаю Шамиль Анвярович Тарпищев даже пытаться не будет высказывать какие-то свои позиции и к чему-либо их склонять.

— Те, чье решение поехать идет вразрез с руководством федерации, у них какие-то последствия предполагаются после этого? Отстранение от чего-нибудь?

— Пока на данный момент, я так понимаю, что тем спортсменам, которые будут выступать в Париже в нейтральном статусе, не стоит участвовать в Играх дружбы, потому что это будет сразу после Олимпиады и будет являться нарушением нейтрального статуса. Но это опять же не из-за наших федераций, а скорее из-за критериев МОК.

Проводить советы российских тренеров уже поздно, говорит старший тренер сборной России по спортивной гимнастике Валентина Родионенко:

Валентина Родионенко старший тренер сборной России по спортивной гимнастике «Это надо было делать два года тому назад, чтобы не было этого раздрая. Одни федерации говорят одно, другие другое, главные тренеры третье. Вы же понимаете, что с командами работают главные тренерские штабы сборных команд. Эти люди воспитываются там, они живут там, у нас круглогодичная подготовка. Мы сразу понимали, что мы выступать не будем при таких условиях. Конечно, мы соберемся еще лишний раз. Но для кого это? Все отборы на Олимпийские игры прошли, все. Сейчас нам сделали этапы кубков, четыре этапа кубка, где надо занять 1-е и 2-е место, на всех этапах набрать какую-то сумму, чтобы ты дальше пошел. То есть ты завоевал лицензию на Олимпийские игры. Эти кубки уже все, остался один кубок. Даже если кто-то поедет и там выиграет, этого уже недостаточно. Я понимаю, это надо кому-то в упрек, потому что есть батутисты, которые хотят непременно выступить в роли нейтральных спортсменов. И при вот таких жутких совершенно условиях, я считаю позорных для спортсмена, унизительных для спортсмена. Ограничения во всем. Даже не стали говорить о флаге, о гимне, как будто это нормальное явление, когда нам говорят: нельзя быть членом ЦСКА, нельзя быть членом «Динамо», нельзя поддерживать то, что сейчас происходит с нашей страной. Сейчас Бах начал говорить, когда все отборы прошли, что допускаются, и надо будет заполнять анкеты какие-то там, где свое отношение к тому, что происходит в стране. Уже через два месяца Олимпийские игры, о чем мы сейчас говорим?»

Официально об отказе своих спортсменов участвовать в Олимпиаде заявили федерации бокса, художественной и спортивной гимнастики, тяжелой атлетики и прыжков на батуте. Из-за запрета международных организаций в Играх не примут участие российские легкоатлеты и конные спортсмены. Скалолазы, фехтовальщики, стрелки и многие другие не смогут поехать в Париж, потому что пропустили отборочные соревнования.