Олег Царев: С олимпиадой в Париже чиновники юлят – тогда как требуется четко выразить свою позицию
В ходе продолжающейся дискуссии на тему, стоит ли российским спортсменам участвовать в предстоящих Олимпийских играх в Париже, свою позицию высказал президент ОКР Станислав Поздняков.
По его словам, комитет выступает «на стороне тех наших соотечественников из числа спортсменов... для кого условия МОК неприемлемы ни по сути, ни по форме».
Впрочем, Поздняков назвал «абсолютно справедливым» обстоятельство, при котором «только сами спортсмены должны делать личный выбор относительно своего участия в Олимпиаде в нейтральном статусе и на очень своеобразных, а по мнению большинства россиян, заведомо унизительных условиях».
Ранее глава ОКР назвал российских теннисистов, желающих поехать выступать в Париж, «командой иноагентов».
Однако министр спорта РФ Олег Матыцин, заочно дискутируя с Поздняковым, назвал недопустимой «обличительную риторику в адрес российских спортсменов, выступающих на международной арене».
Руководитель Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер призвала провести тренерский совет для принятия решения о неучастии в Играх. По ее словам, устроители олимпийских соревнований уже дали понять, что «Россия должна выступать как команда беженцев, что за нами надо следить». «Куда дальше унижать, я не понимаю», – заявила она.
Политик, первый спикер Объединенного парламента Новороссии Олег Царёв, комментируя развернувшуюся дискуссию, выразил убеждение, что сегодня спортсменам предстоит принять «сложное решение». Он напомнил, что российская символика на Олимпиаде запрещена, а нашим представителям там не рады, о чем заявила на днях мэр Парижа Идальго.
«Если поехать, то в многочисленных пабликах будут называть предателем, человеком без совести – не патриотом. Если не поехать, то перечеркнуть всю жизнь. Спортсмен обычно ничего не умеет, кроме своего спорта. Он отказывается от всего, сосредоточен на одном, движется к цели. А цель – это победа на Олимпиаде. Лишить такого человека цели – это как воздух из него выпустить. Если не поехать, то похвалят. Раз или два. Может статью напишут. Но потом забудут», – написал Царев в своем телеграмм-канале.
Царев назвал позицию Минспорта как достаточно удобную для чиновников – не занимать вообще никакой позиции, о чем заявил «СП».
– Министерство таким образом снимает с себя ответственность за все решения и возможные последствия. То есть, ответственность перекладывается на плечи спортсменов и последствия также будут на их совести.
«СП»: Но что нужно делать в таком случае? Устраивать альтернативные Игры, повышать статус внутрироссйских соревнований или что-то еще?
– Это уже детали. Механизм, который, безусловно, нужно разрабатывать и формировать. Но сейчас речь о том, что ответственные лица должны принимать решения. У нас ведь, знаете, среди чиновников принято юлить, обходить острые углы, особенно в том, что касается непростых вопросов. И это мы наблюдаем сейчас.
А ведь дело здесь касается еще и взаимоотношений с Западом. Именно поэтому в этом вопросе требуется четко высказать свою позицию, чего мы как раз не наблюдаем. Хотя именно от этого зависят судьбы спортсменов, их настрой и многое другое.
«СП»: В советский период спортивные соревнования, в том числе Олимпиады, воспринимались как противоборство двух систем. И решения руководства страны, которым подчинялись спортсмены, диктовались этим обстоятельством и оттого были понятны. А сейчас как это объяснить, какую идейную базу подвести?
– В советский период, напомню, большой спорт вершиной огромной разветвленной системы, действовавшей, так сказать, на различных этажах. Люди делали зарядку, играли в различные игры во дворах, занимались в секциях, спортивных школах. Участвовали в любительских турнирах, чемпионатах и так далее. И на вершине этого были Олимпийские игры.
Их победители были кумирами миллионов, их достижения стимулировали миллионы людей заниматься спортом и становиться участниками описанной выше системы, которая таким образом развивалась. Сейчас дело обстоит несколько иначе. В дело вовлечены уже не только спортсмены, но и чиновники, которые тоже в большом количестве едут на Игры за счет государства.
Причем в составе делегации их порой не меньше, чем принимающих участие в состязаниях. Сами Олимпиады стали большим красочным праздником, на который люди стремятся попасть, в этом их можно понять. И если отменить участие – значит, люди остаются в стороне от праздника. Но это не отменяет необходимости высказать позицию государственной структуры.
Политолог, директор Центра политического анализа Павел Данилин заявил, что в дискуссии ему ближе позиция главы ОКР.
– Эту точку зрения разделяет часть спортсменов, скажем, Елена Вяльбе. Они выступают против унижений наших спортивных представителей в Париже. Эти унижения, конечно же, будут, более того, они готовятся, о чем свидетельствуют поступающие сигналы. Зачем ехать туда, где тебя, условно говоря, высекут розгами и доставят массу неприятностей?
Мне также непонятно, зачем провоцируется эта дискуссия, хотя министерство должно было четко заявить о том, что выступает против унижений. Наш народ сейчас в шоке смотрит на этих спортсменов, чиновников и не понимает, что происходит.
«СП»: Выступающие за участие в Олимпиаде говорят, что спортсмены всю жизнь готовились к ним.
– А ничего, что у нас сейчас люди гибнут на передовой, сражаясь с этим глобалистским миром, который нас хочет нагнуть еще и на этой Олимпиаде?
В общем, мы наблюдаем, конечно, позорную ситуацию. Нужно, напротив, поддержать тех спортсменов, которые выступают за то, чтобы не позориться самим и не позорить Россию. Если есть такие деятели, заявляющие, что они вообще не русские и на этом основании стремятся туда – хорошо, такие пусть отправляются.
«СП»: Наша страна может что-то делать в этих условиях?
– Конечно, надо улучшить работу с детским спортом, направить на его развитие средства, что должны были пойти на подготовку и участие к Олимпиаде. Усилить работу по организации внутрироссийских соревнований, повысить их престиж. И, конечно, готовить какое-то новое предложение для других стран в контексте проведения общемировых игр в России.
Это должно быть интересное и хорошее предложение. Оно может включать не только собственно спортивные соревнования, но и, скажем, компьютерные игры, возможное использование в этом плане виртуальной реальности и так далее. Можно включить в предложение столь модные сегодня лазертаг, пейнтбол и многое другое.