Дом-музей учёного-востоковеда Гомбожаба Цыбикова открыли в Улан-Удэ
Гомбожаб Цыбиков прославился как первый фотограф Лхасы и Центрального Тибета. Снимки он сделал во время путешествия в Тибет, которое длилось с 1899 по 1902 годы.
Дом-музей известного бурятского путешественника, который первый из Российской Империи смог достичь закрытого тогда Тибета и пробыть там 888 дней, делая тайно фотографии и записи, открыли в Улан-Удэ.
Дом привезли из Аги и был отреставрирован Львом Бардамовым.
«Особенно радостно, что появился в коллекции Льва Львовича Бардамова, в этом комплексе дом Гомбожаба Цэбековича Цыбикова, который подарил всему миру знания о Тибете. Он, конечно, сыграл большую роль и в продвижении Российской империи на восток, и большую роль в научных открытиях», - сказала министр культуры Бурятии Соелма Дагаева на торжественном мероприятии.
Биография Гомбожаба Цыбикова
Родился он в традиционной буддийской семье. По происхождению – агинский бурят.
Сначала учился в Агинском приходском училище, затем поступил в Читинскую гимназию. Проявил тягу к знаниям и по окончании учёбы получил серебряную медаль.
Педагогический совет признал его достойным продолжить образование в Императорском Томском университете. Там он избрал медицинский факультет, но его уговорили бросить медицину и заняться востоковедением.
Для подготовки к поступлению в Санкт-Петербургский университет изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки.
В 1899 году Русское географическое общество отправило его в Тибет в группе паломников. С собой он нёс тщательно спрятанное исследовательское оборудование. В путешествии вёл дневники и делал фотосъёмку, что было категорически запрещено и каралось смертью. Привёз в Россию около 200 снимков.
Позднее в 1906 году Цыбиков был приглашён на кафедру монгольской словесности в созданном Восточном институте во Владивостоке.
В 1920-х годах был одной из важнейших фигур в разработке системы начального, среднего и высшего педагогического и востоковедного образования в Сибири.
Лама Нгаванг Намгьял, представитель одной из буддийских общин, входящих в ассоциацию «Арья Сангха», предложил перевести на русский язык тексты буддийских молебнов для будущего храма в Москве.