TikTok делает первые шаги по возвращению в Россию

О том, что китайская соцсеть вскоре может возобновить работу, заявил депутат Антон Горелкин. Куда ушли тиктокеры после частичной блокировки платформы и ждут ли пользователи и авторы контента ее возвращения?

В четверг, 2 мая, TikTok возобновил работу в России на пару часов. У пользователей обновлялась лента, можно было загрузить видео. Скорее всего, это были первые шаги по его "приземлению" в стране.

Депутат Антон Горелкин в подкасте "Законный вопрос" отметил, что два из трех условий для возвращения на российский рынок платформа уже выполнила. Разместила электронную форму для подачи жалоб и зарегистрировала личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Чтобы официально и юридически заработать на территории России, ей осталось только открыть полноценное представительство.

Сейчас компания еще думает, какой вариант возобновления работы ей выбрать, писал Горелкин в телеграм-канале. "Первый — это заставить пользователей сменить виртуальную юрисдикцию и закрывать на это глаза (как это успешно делают некоторые зарубежные сервисы). Второй — вернуться официально, взяв на себя обязательство выполнять требования российского законодательства".

Пока сложно прогнозировать, какую стратегию выберет платформа, но, скорее всего, возвращение сервиса в Россию все же случится, считает глава Russian Mining Company (RMC) Дмитрий Мариничев: "Мне кажется, сейчас сам TikTok находится в состоянии, когда он взвешивает "за" и "против". Я думаю, что он вернется. TikTok, как любой интернет-сервис, стремится к аудитории. И смысл его существования в поглощении аудитории. Поэтому он всегда будет стремиться попасть в те места, где его нет и откуда он ушел. Это как вирус. Любой интернет-сервис работает по этому принципу".

Когда платформа официально ушла из России в марте 2022 года, частичная блокировка сильно ударила по тиктокерам: они потеряли возможность публиковать новый контент и, следственно, зарабатывать в этой соцсети. В поисках дохода они ушли кто куда, продолжает бизнесмен и основатель маркетингового агентства Digital Church Марк Хлуднев:

— На самом деле вариантов не так много, это YouTube, это VK. VK приносит блогерам достаточно хорошую прибыль на данный момент. После закрытия ряда соцсетей все опасались идти в сторону зарубежных соцсетей. И в этот период на VK обратили внимание рекламодатели и поняли, что там есть аудитория, и начали привлекать инвестиции в эту сторону. Ну и, соответственно, туда же ушли и тиктокеры. Вторая половина тиктокеров, которая не верила в VK, пошла в YouTube Shorts. Ну и в Reels Instagram, они никуда не делись, несмотря на то, что Instagram — это запрещенная в РФ социальная сеть (Instagram принадлежит Meta — организация признана экстремистской и запрещена. — BFM), в ней все равно развиваются блогеры, все равно львиную долю прибыли всегда приносит сторонний рекламодатель, а не внутренняя реклама.

— Чем выгодно для индустрии возвращение платформы, если оно все-таки случится?

— Очень сложный вопрос, потому что на этом рынке есть, я так понимаю, очень хороший пласт тех, кто против возвращения этой платформы. Это в первую очередь русские социальные сети, которые сейчас развиваются. В целом, если TikTok вернется, то вместе с ним вернется и хороший зарубежный сервис для рекламодателей, для блогеров. Там более привычная организация рекламных кампаний, все намного более удобно, прозрачно, понятно. Поэтому все ждут на самом деле этого возвращения, но никто уже в него не верит. Здесь скорее в этом проблема.

Несмотря на уход социальной платформы, там все еще есть жизнь, пусть и не такая насыщенная. Со временем пользователи научились обходить блокировку приложения, и месячные охваты только росли. По данным РБК, если в октябре 2021 года TikTok пользовались 58 млн россиян, то в 2022-м эта цифра выросла до 64 млн. А в 2023-м дошла до 67 млн.