Карелин рассказал, что победы на Олимпиаде без россиян будут кукольными
Отсутствие россиян на Олимпийских играх обесценивает победы других спортсменов. При этом сейчас у нас есть возможность подготовить следующие поколения претендентов на достижения на международном уровне. Однако спорт важен в любом проявлении, например как состязательный элемент для укрепления дружбы между участниками «Поезда Памяти» из разных стран. Об этом «Парламентской газете» рассказал Герой России, член Комитета Совета Федерации по международным делам заслуженный мастер спорта СССР Александр Карелин. Второго июля он встретился с участниками проекта «Поезд Памяти» в Могилеве и Гомеле.
- Александр Александрович, почему вы решили поддержать этот проект и лично принять участие в поездке?
- Потому что это правильная идея. Ребята видят исторические места, которые характеризуют нашу общую Победу в Великой Отечественной войне. Очень важно, что маршрут поезда традиционно начинается с Дня памяти и скорби — с 4 часов утра 22 июня в Бресте — и оттуда движется по городам сражений, городам воинской славы и трудовой доблести. Правильно и то, что к ребятам из России и Белоруссии присоединились их сверстники из других стран, старшие поколения которых были соучастниками в Великой Победе.
Конечно, велико значение объединяющей силы русского языка. Ребята могут поговорить, оценить способность русского языка к объединению, к пониманию. Как сказал Расул Гамзатов: «Если бы не было переводчиков, меня не было бы тоже». Русский язык говорит именно об этом — о нашей советской истории и о сегодняшней готовности и желании понимать друг друга.
Проект объединяет ребят. Сейчас они имеют замечательный шанс ярко воплотить идею председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и главы Совета Республики Белоруссии Натальи Кочановой. Сделать так, чтобы надолго, а еще лучше — навсегда, запомнить впечатления от «Поезда Памяти» и пронести их через всю жизнь. Важно, чтобы на их основе они принимали решения на любом уровне — от бытовых до служебных вопросов в будущем.
- Сегодня у участников проекта преимущественно культурная программа, но в других городах они успели поиграть в хоккей, пострелять из лука. Почему спорт так важно включать в программу для ребят?
- Им нужна честная состязательность и конкуренция. Чем честнее конкуренция и категоричнее правила, тем почетнее достигнутые победы. И, конечно же, это возможность поболеть друг за друга. Здорово, когда ребята приходят поболеть за своих, готовят кричалки и лозунги, то есть среди них тоже идет состязательность. Кто на что способен и во что горазд. Здесь тоже очень важно не заплыть за буйки, сохранить взаимоуважение, которое затем перейдет во взаимопонимание.
При этом отряды не разделены по государствам, они смешанные. Это дает возможность ребятам ежечасно учиться понимать друг друга. А состязания помогают сделать ростки их дружбы более устойчивыми к воздействию времени.
- Этот проект организовали Россия и Белоруссия. При этом и россияне, и белорусы в этом году допускаются до участия в Олимпийских играх только в нейтральном статусе. Как вы оцениваете действия МОК в этой сфере?
- В 1992 году, когда рухнул Советской Союз, мы участвовали в Олимпийских играх в Барселоне. Мне выпало высокое, но очень сложное по ощущениям право предварять колонну СНГ. Тогда я шел с белым флагом с пятью разноцветными кольцами — флагом олимпийского движения. А за мной шли ребята с флагами республик. Выступали мы объединенной командой, чтобы не разрушать отбор.
А то, что происходит сейчас, неоправданно в своем применении, это тенденциозно и, к сожалению, характеризует МОК как бесправную, не имеющую ни своего мнения, ни возможности на этом мнении настоять аморфную международную организацию.
Напомню, в 1980 году на Игры к нам не приехал каплагерь, а в 1984 году мы не поехали в Лос-Анджелес, но в 1988 году участники вновь были объединены. Во всех трех случаях МОК настоял на том, чтобы проводящая страна вместе со столицей Олимпийских игр не была поражена в правах, а команды, которые не приехали, не были исключены из движения и на них не были обращены никакие взыскания. Тогда МОК доказал, что он может сам трактовать и продолжать идеалы олимпийского движения, которые сохранялись с античных времен. Ведь на время проведения Игр останавливались конфликты, чтобы была возможность понять друг друга.
Сейчас МОК не в состоянии настоять на своем мнении и избавить от дискриминации не только российских и белорусских, но и других атлетов. Это связано и с тем, что они не могут пережить наших побед, потому что мы останемся нацией победителей не только на военных ристалищах, но и на спортивных аренах.
Есть замечательный пример, когда в 1952 году команда СССР участвовала в Олимпийских играх в Хельсинки. Легко посчитать, сколько времени прошло после окончания Великой Отечественной войны. Люди, которые прошли партизанские отряды, труд в тылу, службу в победоносной армии, узники концлагерей заявились и были допущены. Хотя и тогда у Европы была куча поводов использовать свое членство и отказать нам, но здравомыслия было больше. Среди победителей оказался, например, еврей из Киева Яков Пункин, который прошел восемь концлагерей.
Поэтому наши ребята должны ехать и своими именами украшать не только претензию на участие, но и пьедесталы.
- Разные мнения высказываются о поощрении со стороны России и регионов нейтральных участников Олимпийских игр, которые займут призовые места. Как вы к этому относитесь?
- Наши атлеты будут лишены экипировки, символов государства, возможности услышать гимн своей страны. Даже их расквартированием, питанием будут заниматься какие-то безликие, бесполые представители олимпийского комитета Франции. Если спортсмены достойно выступят, переживут все эти испытания, поднимутся на пьедестал, то все знаки отличия, которые предполагает наше государство или региональные власти, должны быть к ним отнесены.
- А для соперников из других стран отсутствие россиян на Олимпиаде — это плюс или минус?
- На языке международных финансов это называется «девальвация», то есть обесценивание. Лучше всего на этот вопрос ответила Южная Корея перед Олимпийскими играми в Пхёнчхане. Они сказали, что если не будет русских атлетов, то победы будут кукольными, смешными, не почетными. А самое главное — у публики не будет состояния напряженного ожидания разрешения той самой спортивной интриги.
Время проходит, но все помнят, когда были полноценные или неполноценные Олимпийские игры, когда кто-то достиг победы, потому что заблокировал основных конкурентов. Все это пройдет. Действующее поколение спортсменов должно это пережить, но у России и Белоруссии есть возможность обратить внимание внутрь и подготовить следующие поколения претендентов на участие и победы на международном уровне.