Опасные игры в Париже: что у Макрона в политике, то и в олимпике
Олимпийская гонка за славой началась. Традицией летних и зимних Игр давно стал неофициальный медальный зачет. А за ним не заставило себя ждать и негласное, но очевидное политическое противостояние стран-участниц. С сопутствующими унижениями, оскорблениями, подставами и отъемом наград у «провинившихся». Организаторы этой забавы, они же – авторы сценариев и кукловоды, – США с Великобританией. Куклы – остальной Запад.
Особняком – гордая Россия. За что и получает. С 1996-го ни одна Олимпиада не обходились без претензий к нашим спортсменам, чаще всего надуманных. По касательной било по тренерам, медикам, администраторам. Даже по болельщикам. До сих пор помнятся окрики Баха в Токио-2020 и Пекине-2022 в адрес нашей группы поддержки: «Не сметь размахивать российским флагом, запрещено! Не носить куртки с брендом российской фирмы. Мы за вами следим».
Как это будет в Париже, где на 26 июля намечена церемония открытия XXXIII летней Олимпиады?
Наших нынче 15 человек. Меньше было только на заре Игр современности. В те далекие времена, больше века назад, кому-то просто не хватило денег на поездку, а кто-то не проникся идеей новых соревнований.
«Не надо ехать!» – призывали многие в России, включая специалистов. «Надо ехать и выступать! Ведь это – Олимпиада!» – парировали другие. Без флага, без гимна и формы в национальных цветах? Без права участвовать в параде открытия? Нейтралами... Три десятка наших потенциальных в своих видах лидеров эти условия не приняли. 15 – поехали. На свой страх и риск.
Всего участников – 10,5 тыс. из 206 стран мира. 32 вида спорта. 329 комплектов наград. Какие из них станут нашими?
В 1996 г. в Атланте, на первой Олимпиаде современности с полностью российской комнадой, РФ завоевала в общей сложности 63 медали, из них 26 золотых. Это второй результат после США (101 и 44 соответственно) в неофициальном зачете. Четыре года назад в Токио мы по медалям были пятые: 71 награда, в том числе 20 золотых. Первые – США: 113 и 39 соответственно (кто бы сомневался после их успешных антироссийских допинг-атак и политического шантажа).
– Ехать в Париж на тех условиях, которые предложил российским спортсменам МОК, как минимум, странно, – считает Светлана Журова, участница четырех зимних Олимпиад, чемпионка Игр-2006 в Турине, депутат Госдумы РФ. – Я бы лично не поехала по многим причинам. В том числе, потому что без своей команды. И без поддержки наших болельщиков. Совсем другая атмосфера. Это очень тяжело. Раньше ты возвращался домой, и получал всеобщую любовь. Но в случае с Парижем-2024 всё иначе. Условия там будут сложные (для россиян – «СП»).
15 рисковых олимпийцев образца 2020-х против десятитысячной армии соперников, не менее трети из которых априори считают их «нехорошими». Может, и к лучшему, ведь доказано: действие рождает противодействию. Сильный раздражитель способствует боевому настрою. По трое велогонщиков и гребцов; один пловец, одна прыгунья на батуте и семеро теннисистов. Реальные шансы на медали – у всех.
Будем болеть за наших? Или отмахнемся, как один спортивный деятель, навесивший на них ярлык предателей? Об этом «СП» поговорила с отечественными чемпионами разных поколений.
Но для затравки – звонок во Францию, известному советскому тренеру Валерию Сидоренко. В 1990-е «лягушатники» пригласили его работать с их национальной сборной по гандболу, которую он вывел в число сильнейших в мире. С тех пор живет в этой стране, но и Родину не забывает.
– Каждый мой или ко мне звонок из России – большая радость, – сказал Валерий Максимович. – Поговоришь, и словно дома побывал!
«СП»: Вы сейчас, наверное, в Париже в ожидании Олимпиады?
– Знаете, ситуация в Париже такая, что Игры смотреть не хочется. Полный бардак во всем. Особенно много вопросов к организации безопасности участников и болельщиков. Как говорят сами французы, «что у Макрона в политике, то и в олимпике». Не сравнить, как было у нас на зимней Олимпиаде в Сочи, на футбольном чемпионате мира-2018. Две большие разницы. Впрочем, лично я пережил бы, конечно, это, если бы не бойкот Западом нашей гандбольной сборной.
«СП»: Французской?
– Почему? Российской! Я ещё год назад приобрел билеты на турнир гандболистов и некоторые другие виды программы, где обычно сильна сборная РФ. Надеялся, что наших олимпийцев все же допустят до Игр. Но эти мерзавцы из МОК... Так что следить за соревнованиями буду, скорей всего, дистанционно, по ТВ.
«СП»: За тех ребят из РФ, что решили участвовать в Играх, болеть будете?
– Нет. Я не приветствую тот факт, что они подписали бумаги о несогласии с проведением СВО, готовы выступать без российского флага. Не патриоты. Не уважаю таких людей.
Любовь Мухачева – олимпийская чемпионка 1972 года в лыжных гонках.
– Олимпиаду смотреть не буду. Потому что без сборной России она неполноценна. И за тех спортсменов из нашей страны, кто туда поехал, болеть не стану. Сама никогда бы на подобное не согласилась. Унизительно и гадко. Мы что, побирушки какие-то без роду и племени, чтобы выступать в унизительном нейтральном статусе? Мы в сборной СССР за Родину реально умереть были готовы на лыжне, ни о чем другом не думали. А нынешние…
Надо России свои соревнования проводить чаще и больше. Все внимание при этом – молодёжи, чтобы к 2028 году уже они задавали тон на Играх мирового масштаба! Мир одними американцами с европейцами не ограничивается.
Иное мнение у Людмилы Муравьёвой, олимпийской чемпионки 1980 г., капитана сборной СССР по баскетболу.
– Болеть за олимпийцев РФ буду, конечно, как иначе? Это же наши люди. Они не виноваты, что мир сошел с ума, впустив политику в спортивное движение. Мне в свое время не удалось попасть на Игры в Лос-Анджелесе 1984 года. Хотя мы готовились к ним до последнего. Долго потом «грызла» обида из-за этого. Так что хорошо понимаю нынешних олимпийцев. Желаю им успеха!
Резюме Натальи Антюх, олимпийской чемпионки 2012 года по легкой атлетике.
– Безусловно, буду болеть за российских ребят во Франции. Не считаю их предателями. Каждый спортсмен вправе выбирать сам, как ему поступить. Тем более что спортивный век короток. Шанс поехать, выступить, постараться выиграть медаль может выпасть лишь один раз. Упускать его нельзя.