Войти в почту

Олимпиада скандалов: Париж бьет неспортивные рекорды

Нет такого рекорда – из тех, что со знаком «минус», – который бы не побила Олимпиада-2024. Куда ни кинь там – всюду клин. Иными словами, скандал. И если итоги самых масштабных комплексных Игр планеты, каковыми считаются ОИ, подводят обычно по их окончанию, то нынче в Париже они очевидны уже сейчас, за 4 дня до их закрытия.

Олимпиада скандалов: Париж бьет неспортивные рекорды
© Свободная пресса

Началось всё с флага. Поднят он был на церемонии открытия 28 июля в перевернутом виде. Тут же грянул олимпийский гимн, как бы подтверждая: да, быть проблемам. Ведь в большинстве стран мира перевернутый стяг – символ грядущего бедствия. У моряков – в море. У солдат – на поле боя. У спортсменов – во время состязаний. Так и вышло.

Первые день-два скандалы в олимпийской столице были не особо громкими. Ну, перебрали с толерантностью на открытии. Превратив церемонию в парад неформалов разных мастей, и оскорбляя чувства христиан пародией на библейскую Тайную вечерю. МОК не сразу (согласовывал, что ли с Вашингтоном?), но извинился за создателей сего шабаша. Хотели, мол, как лучше, демократичней, в «прославление общности народов»...

Затем во время парада обидели сборную Южной Кореи, представив её миру как команду КНДР. После чего долго пришлось объяснять возмущенному Сеулу, про «маленький технический сбой», бывает, знаете ли. Короче, замяли. Суток не прошло, как перед игрой баскетболистов Южного Судана с соперниками из Пуэрто-Рико организаторы включили гимн другой страны – Судана. Опять техника подвела?

Дальше – больше. То разборки с голландским волейболистом Стивеном ван де Вельде, отсидевшем срок за изнасилование несовершеннолетней. Как попал он на Игры, куда допускаются, согласно олимпийскому кодексу, исключительно люди «высокого духа, чести и совести», загадка.

То инциденты с палестинскими болельщиками, которые считают, что Израиль не должен был быть допущен к Играм из-за военных действий против арабского населения. Доходило до прямых стычек на стадионе. О том, что такое возможно, Палестинский олимпийский комитет ещё до Олимпиады предупреждал МОК. Обвиняя Баха и его камарилью в «двойных стандартах». Если Тель-Авиву можно участвовать в Играх, то почему России нельзя, справедливо вопрошали они.

Дежурными стали в Париже претензии к Сене. Она и грязная, и с «душком», страшно на воду смотреть. А уж плавать!.. Организаторы, однако, от своей фикс-идеи – провести соревнования на открытой воде – не отступились. Участники до сих пор приходят в себя. «Вода в Сене коричневая и отвратительно пахнет. Нужно проверить, не заболею ли я теперь», – пишет в соцсетях Тильда Монссон, шведская участница заплыва триатлонисток.

«О здоровье спортсменов не думали, превратив соревнования в цирк, в который атлетов загоняют, как марионеток», – вторит ей испанка Мариам Касильяс. А голландка Рахел Кламер после финиша заявила одному из аккредитованных на Олимпиаде ТВ-каналов, что «течение в реке создавало дополнительные препятствия, превратив заплыв в лотерею».

Организаторы отмалчиваются. Но кое-что в публичное пространство все же просачивается. Стало известно, например, что министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера (та самая, что облачившись в специально для этого случая сшитом для неё «защитном» купальнике, демонстрировала за несколько дней до открытия Игр «безопасность столичной реки»), взяла потом больничный из-за дизентерии.

К слову, на очистку реки (если её реально проводили) Франция потратила 1,5 млрд. евро. Кто доволен результатом, так это Бах. В парижских декорациях, признал он, заплывы выглядели «Сена-сационно».

Но что такое грязная река по сравнению с боксером в женском обличье. Или, нет – женщиной-боксером в мужском обличье? Запутаешься, пока разберешься! Что, видимо, и произошло с деятелями МОК. История такая: некто Хелиф из Алжира, не добившись успехов на мужском ринге, объявил себя дамой. И стал выступать в женских турнирах, выигрывая их один за другим.

Пока в 2023 году Международная ассоциация бокса (IBA) не дисквалифицировала его после биохимического теста на гендерное соответствие. Он в своем теле, как выяснилось, ничего не менял. Всё при нем, включая главное достоинство. А с ним и тестостерон. В общем, IBA дисквалифицировала этого то ли мальчика, то ли девочку, а блюстители олимпийских правил из Международного олимпийского комитета к Играм-2024 допустили.

Первая же его соперница в Париже в весовой категории до 64 кг итальянка Карини, пропустив несколько сильных ударов, отказалась продолжать бой. А он, то есть, она, Хелиф, дошла уже до полуфинала. Как и Линь Юйтин (до 57 кг) из Тайваня – ещё один «транс».

– Будь моя воля – запретил бы это парижское мракобесие! – Категоричен Александр Артемьев, заслуженный мастер спорта, участник Игр-1988 г. (4 место в легчайшей весовой категории), чемпион СССР, победитель Игр доброй воли 1986 г. Выступал также на профессиональном ринге. Ныне – рефери.

– Из моих знакомых, не только спортсменов, никто за нынешней Олимпиадой не следит. Слишком многое в ней того, что вызывает, мягко говоря, недоумение. Прежде всего, история с мужчиной на женском ринге.

«СП»: Вам самому приходилось боксировать со «слабым полом» в пору вашей спортивной карьеры – на тренировках, спаррингах?

– Нет, слава богу! Бокс предполагает удары по голове, груди. Как следствие – синяки, сотрясения. Женщину это не красит. Но в 1980-х об этом и речи не шло. Тогда только-только появилась женская команда по дзюдо.

Помню, мы были на сборах в Армении. Туда приехали и они. Как мы отнеслись к ним? С иронией. Не потому что вторглись в сугубо мужское, как считалось дело. А просто выглядели они на татами совсем не зрелищно. Так же было потом и с женским боксом. Я и сегодня не могу примириться с таким переформатированием прекрасной половины.

«СП»: А если бы встретили хорошую девушку, оказавшуюся боксершей, женились бы на ней?

– Ой, не знаю!.. Это больше все-таки сердечный вопрос.

«СП»: За событиями Игр в Париже следите? Там выступают полтора десятка наших, уже и медальки есть – в женском теннисном парном разряде.

– Чего стоят эти награды, если они «вне сборной команды»?..

Схожее мнение у Виктора Ращупкина, олимпийского чемпиона 1980 г. в метании диска.

– Олимпиаду не смотрю. Потому что весь современный спорт держится на обмане. МОК покрывает сборную США, своего спонсора. И индивидуально тоже «своих». Ясно, что выиграют те, на кого укажут янки, – ответил на звонок Виктор Иванович.

«СП»: Вы бы поехали участвовать в ТАКОЙ Олимпиаде?

– Как сказать... Если закрыть глаза на бытовые парижские неурядицы...

«СП»: С клопами в комнатах и червяками в еде? С картонными кроватями? Кишечной палочкой, которую подхватили в Сене несколько пловцов – это вы называете «неурядицами»?

– Действительно, много их набирается... На «моей» Московской Олимпиаде спортсмены жили в шикарных номерах, по одному в комнате, чтобы не мешать друг другу готовиться к стартам. Еда была царской, и до отвала.

Тогда политика уже начала активно вмешиваться в олимпийское движение. Но не до такой степени, как в последние годы. В нынешних условиях очень тяжело соревноваться. Россиянам особенно. Тем более в Париже, где антироссийские и нацистские лозунги стали чуть ли не нормой.

Что еще отвращает меня от современных Игр – в их программу натолкали много лишних видов. Популярных «в узком кругу». Протекционизм в действии!

«СП»: Какой бы вы хотели видеть современную Олимпиаду?

– У меня пропал уже интерес к ней как к таковой. Запад привнес в большой спорт столько обмана, что думать о нем не хочется. Пока там рулят американцы, Игры вообще лучше не проводить, на мой взгляд.

Кратким был комментарий Надежды Чижовой, участницы трех летних Олимпиад, обладательницы золотой, серебряной и бронзовой медалей.

– Говорить об этой Олимпиаде неинтересно. Да и не о чем – одни скандалы.

«СП»: А самый большой её прокол на ваш взгляд?

– В том, что там нет сборной команды России.

P.S. В Париже тем временем, спортсменам предлагают еду с червями (другой, видимо, уже нет); у замминистра спорта Южного Судана украли сумку с наличкой для оплаты расходов делегации этой страны; местные жители, как и туристы, жалуются на неудобства из-за ограждений вплотную к летним кафе – их в центре более 40 тысяч...