Войти в почту

Что такое медиафутбол и другой медиаспорт и чем он отличается от классического. Простыми словами

Медиаспорт — непрофессиональные спортивные соревнования, в которых участвуют известные личности: блогеры, актёры, певцы, шоумены, журналисты и так далее. Эти соревнования проводят не столько ради того, чтобы продемонстрировать спортивные навыки и выявить победителей, сколько ради создания развлекательного контента.

Что такое медиафутбол и другой медиаспорт и чем он отличается от классического. Простыми словами
© Секрет Фирмы

Проще говоря, медиаспорт — это когда вы включаете трансляцию футбольного матча, но вместо профессиональных игроков и тренеров видите звёзд типа Басты, Егора Крида, Азамата Мусагалиева и Тимура Батрутдинова.

Каким бывает медиаспорт

Медиафутбол

Игры в медиафутболе часто проводятся по упрощённым правилам. Например, на поле может выходить меньшее количество игроков, а время матчей укорочено.

Команды состоят не только из звёзд, но и из бывших профессиональных футболистов. Некоторые из них имеют постоянный состав и спонсоров, а также свои фан-базы и мерч.

© Страница 2DROTS во «ВКонтакте»
© Страница ФК «Родина Медиа» во «ВКонтакте»
© Страница BROKE BOYS | ULTRAS | МФЛ во «ВКонтакте»

Стартовой точкой для массового выхода футбольных медиакоманд на арену многие наблюдатели считают 2018 год.

В России проходил чемпионат мира, который вызвал всплеск интереса к футболу даже среди тех, кто раньше не был поклонником этого вида спорта. В этот момент стали создаваться футбольные медиаклубы: «Амкал», «На спорте» и другие. В их составе были артисты, YouTube-блогеры, тиктокеры, знаменитые экс-футболисты.

Другие известные команды:

2DROTS. Её создали основатели YouTube-канала 2DROTS, посвящённого играм FIFA. Этот коллектив — двукратный чемпион Российской медийной лиги. «Родина Медиа». Создана рэпером T-Killah и бывшим игроком сборной России Дмитрием Тарасовым. «Титан». Проект предпринимателя Александра Зуева, владельца завода. Broke Boys. Медиафутбольный клуб блогера Райзена и спортивного журналиста Дмитрия Егорова.

В 2022 году была образована Медийная футбольная лига, основал её предприниматель Николай Осипов. В том же году футбольные медийные клубы впервые приняли участие в Кубке России, где соревнуются профессиональные команды.

Медиахоккей

В 2023 году началось развитие медиахоккея, а в 2024 состоялся первый сезон Хоккейной медийной лиги. Как пишут спортивные СМИ, проект стартовал с подачи того же Николая Осипова.

Его партнёрами стали генеральный продюсер телеканала ТНТ Вячеслав Дусмухаметов и член Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта Илья Галаев.

Подход к организации игр в хоккейной медиалиге такой же, как и в футбольной: собрать как можно больше ярких персон в одной команде. В матчах медиалиги уже отметились известные футболисты Андрей Аршавин, Роман Широков, Александр Мостовой, артист Аскольд Запашный, фигурист и продюсер Илья Авербух и другие звезды.

Присутствуют обычные для медиспорта детали: у тренеров есть микрофоны, чтобы зрители слышали, что они говорят своим подопечным, а судьи в процессе игры снимают происходящее на свои камеры и сами ведут трансляции.

Финалы медиалиги проходят на «ЦСКА Арене» вместимостью порядка 20 000 мест, в «Лужниках» и на других масштабных площадках.

Медиабаскетбол

В 2023 году прошло сразу два турнира Баскетбольной медийной лиги. В играх приняло участие 16 команд, в которые входили популярные блогеры, артисты и бывшие профессиональные спортсмены. Среди них футболист Дмитрий Тарасов, рэпер Элджей, пилот Formula-1 и DJ Никита Мазепин, хип-хоп-исполнитель T-killah.

От обычного баскетбола игры отличались более выраженной динамикой: они проходили в формате 3 на 3 игрока и длились по 10 минут.

Длина и ширина площадки были сокращены по сравнению с принятыми в профессиональном баскетболе, а кольца расположены чуть ниже, чтобы игроки могли забивать сверху. Это зрелищно и красиво, что и требуется в классическом медиаспорте. На динамику работало и введение в игру буллитов: мини-сражений между двумя игроками.

© Страница Лиги Ставок MEDIA BASKET «ВКонтакте»

Первый турнир баскетбольной медиалиги можно было посмотреть вживую в Arbat Hall. Эта площадка ассоциируется с проведением крупных концертов, но не соревнований. Но для медиаспорта, который позиционирует себя как развлечение сродни театральной постановке или музыкальному выступлению, эта площадка была органичной.

Формат оказался востребован: цены на билеты на финал второго сезона Баскетбольной медийной лиги достигали 110 000 рублей, а в целом матчи второго сезона посетили более 20 000 человек.

Медиагольф

Гольф считается нишевым видом спорта «не для всех». Но и он не остался на обочине тренда на медийность спорта: в 2023 году состоялся первый в России турнир по медиагольфу.

Помимо спортсмена — профессионального гольфиста, в нём участвовали звёзды из других областей спорта: футболист Артём Дзюба, фигурист Евгений Плющенко и тренер Леонид Слуцкий.

Первое место в турнире заняла команда рэпера OBLADAET. Видеотрансляцию игры посмотрели порядка 40 000 человек.

Поп-ММА

Это бои по смешанным единоборствам между непрофессионалами-селебрити. Название придумал блогер Кимчи: имеются в виду «попсовые ММА». В свою очередь, ММА — это аббревиатура, происходящая от английских слов Mixed Martial Arts (смешанные боевые искусства).

Бои в поп-ММА обычно очень зрелищные, и их смотрят миллионы человек. Хотя надо отметить, что этика проведения «боёв без правил» бывает сомнительной, поэтому подобные соревнования всегда остаются несколько в тени.

Первым ярким событием в мире поп-ММА стала «Битва за хайп», организованная блогером Амираном Сардаровым в 2018 году. Затем появился ряд ММА-промоушенов: Top Dog, «Наше Дело», Hardcore Fighting.

В дальнейшем в боях поп-ММА участвовало много известных блогеров, например Даня Милохин.

Почему звёзды и блогеры идут в медиаспорт

Целевые аудитории блогеров, звёзд и спортивных мероприятий нередко пересекаются: это молодые активные жители мегаполисов. Поэтому так велика синергия между ними: участвуя в турнире можно найти новых фолловеров и в то же время привлечь больше внимания публики к игре.

Часть спортивных медиакоманд снимает развлекательный контент, прямо не связанный со спортом, — это вызывает дополнительный интерес к теме медиаспорта, потому что они могут продвигать свой контент на волне популярности спортивных соревнований.

Нюансы

Игроки, тренеры и судьи — все действующие лица в медиаспорте значительно более открыты к общению с публикой, чем в обычном спорте. Они прямо заинтересованы не только в повышении своей популярности, но и в том, чтобы у зрителей возникало ощущение, что их мнение и комментарии действительно значимы.

Медиаспорт всегда рассчитан на зрелищность. Это неизбежность: ведь значительную часть доходов организаторы и спортсмены таких соревнований получают от рекламы на видеоплощадках.

Медиафутбол и другие виды медиаспорта популярны в первую очередь у зумеров. Им импонирует эмоциональность такого формата игр, открытость игроков в общении, интерактивные форматы взаимодействия с тренерами, судьями и участниками игр.

Статью проверила:

катерина Бокова исполнительный директор Perfluence

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.