Финансирование строительства трассы М-12 сочли недостаточным
Финансирование строительства трассы М-12 в России, предусмотренное паспортом федерального проекта «Европа — Западный Китай» (ЕЗК), оказалось недостаточным. Таковым его сочли аудиторы Счетной палаты (СП) в соответствующем отчете, содержание которого передает РБК.
Строительством скоростной магистрали занимается государственная компания «Автодор». Специалисты обратили внимание на то, что сметная стоимость проекта составляет 912,2 миллиарда рублей, тогда как финансирование, в соответствии с паспортом ЕЗК, предоставлено на уровне 587,5 миллиарда рублей — 482 миллиардов из федерального бюджета и 105,5 миллиарда внебюджетных источников. При этом по состоянию на 1 октября прошлого года на строительство М-12 потратили почти 517 миллиардов бюджетных средств, включая 30 миллиардов за девять месяцев 2023-го — это соответствует 100 процентам годового объема финансирования, предусмотренного сводной бюджетной росписью.
В СП уточнили, что из-за отсутствия средств не были определены и сроки работ по расширению до четырех полос федеральных автодорог общей протяженностью 642 километра, по доведению транспортной нагрузки до 11,5 тонны на ось на дорогах протяженностью 182,6 километра. С учетом этих факторов специалисты призвали Минтранс до 1 июля 2024 года скорректировать объем инвестиций на М-12 и обход Тольятти, а также результатов реализации проекта.
Помимо этого, в Счетной палате указали на «риски причинения материального ущерба» по причине ошибок в составлении сметной документации на строительство и монтаж автодороги, что привело к завышенной стоимости приемки и оплаты работ по транспортировке материалов по договорам на проектирование и реализацию М-12. Наконец, было обнаружено, что контролем «уникальных объектов» трассы занимается ООО «Автодор-Инжиниринг», не обладающее компетенциями для строительства таких объектов.
Объем незавершенного строительства М-12 на 20 октября 2023 года аудиторы оценили в 355,8 миллиарда рублей. В документации, в числе прочего, не были учтены затраты на зарплаты главным инженерам проекта и затраты по строительно-монтажные работы и ввод в эксплуатацию систем взимания платы и вспомогательных пунктов управления — в общей сложности более миллиарда рублей. В числе других недочетов и недостатков, допущенных «Автодором» при возведении автодороги, СП выявили отсутствие временных локальных очистных сооружений и временной дождевой канализации, предусмотренных проектной документацией.
До 1 июля текущего года «Автодор» обязали включить в список капитальных вложений ранее не учтенные затраты. По словам замруководителя дирекции М-12 по экономике, начальника планово-экономического управления «Автодора» Михаила Дерфеля, госкомпания изучила отчет и разработала план, направленный на устранение обнаруженных недочетов и недостатков, который затем реализовала в установленные сроки.
Ранее в августе стало известно, что машинам с нечитаемыми номерами захотели запретить пользоваться заправками на М-12.