«Северсталь», «Металлоинвест», «НЛМК», «Татнефть» и «Эн+» – киты, на которых стоит наш спорт
Российский спорт сегодня невозможно представить без поддержки крупного бизнеса. Особое место среди спонсоров занимают крупные промышленные предприятия, ежегодно выделяющие миллиарды рублей на развитие как профессиональных клубов, так и любительских секций. «Свободная Пресса» решила составить рейтинг таких компаний по объемам спонсорских затрат.
В ходе подсчета мы учитывали непосредственный размер финансирования из открытых источников, количество поддерживаемых спортивных организаций, охват аудитории и масштаб мероприятий. Подсчет получился приблизительным, потому что точные данные о спонсорстве не все компании публикуют регулярно. Но картина по данным из сети складывается следующая*.
5. Северсталь
На спортивные проекты один из крупнейших поставщиков стали выделяет около 200 млн рублей в год.
«Северсталь» финансирует строительство и реконструкцию спортивных объектов в регионах присутствия, делая акцент на Череповце и Вологодской области. Там у компании расположены основные производственные мощности.
Одним из приоритетных направлений «Северстали» является развитие корпоративного спорта. В 2024 году компания выделила на это более 78 млн рублей.
Компания «Металлоинвест» поддерживает спорт в городах, где сосредоточены ее предприятия и тратит на это приблизительно 220 млн рублей в год. Компания направляет средства на реконструкцию существующих спортивных сооружений, постройку новых, приобретение оборудования и поддержку спортивных инициатив населения.
«Металлоинвест» поддерживает волейбольный клуб «Белогорье», баскетбольный клуб «Динамо» (Курск), футбольный клуб «Металлург-Оскол», клуб смешанных единоборств ММА в Старом Осколе и другие спортивные программы.
Также известно, что в 2025 году к программе социальных инвестиций «Металлоинвеста» присоединится проект «Вместе! Со спортом». Он будет направлен на развитие массового любительского спорта в малых городах Белгородской и Курской областей.
3. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)
Компания с третьей строчки рейтинга ежегодно направляет на поддержку спорта около 250 млн рублей.
На Новолипецком металлургическом комбинате последние 20 лет ежегодно проходят Спартакиады. Это крупнейшее в регионе круглогодичное соревнование включает 20 видов спорта – от командных дисциплин до гиревого спорта и бильярда.
В 2021 году благотворительный фонд «Милосердие», социальный партнер комбината, направил около 50 миллионов рублей на создание спортивной школы олимпийского резерва по пулевой и стендовой стрельбе. Благодаря этому проекту 320 юных спортсменов получили возможность бесплатно тренироваться под руководством 14 профессиональных наставников.
2. Татнефть
Эта крупная нефтедобывающая компания ежегодно вкладывает более 900 млн рублей в поддержку спорта. В «Татнефти» уделяют особое внимание развитию детско-юношеского спорта и национальных видов борьбы.
«Татнефть» участвует в федеральном проекте «Спорт – норма жизни» и финансирует социально-спортивное движение «Зеленый Фитнес», а также поддерживает спортивные федерации греко-римской борьбы, татаро-башкирской национальной борьбы «куряш» и борьбы на поясах.
Одним из достижений компании стало создание современного горнолыжного комплекса, который в 2022 году посетило более 50 тысяч человек.
1. Эн+
Промышленный холдинг отличается не только внушительным объемом спонсорских денег, которые выделяются на спорт, но и последовательностью в этом вопросе. Проведение соревнований и фестивалей продолжалось даже в сложные времена ввода первых международных санкций и пандемии COVID-2019. Сейчас же промышленный гигант выделяет на развитие спортивной культуры в России приблизительно 1,5 миллиарда рублей ежегодно, следуя стратегии поддержки как профессионального, так и массового спорта.
С 2004 года компания спонсирует хоккейный клуб «Байкал-Энергия» (хоккей с мячом), направляя на его деятельность более 300 миллионов рублей ежегодно. Что напрямую отражается на успехах клуба – «Байкал-Энергия» выступает в Суперлиге и регулярно борется за медали чемпионата России.
Еще в 2016 году «Эн+» вместе с Русалом запустили проект «На лыжи!», целью которого является популяризация лыжного спорта и здорового образа жизни среди всех слоев населения. Проект направлен на строительство и реконструкцию трасс и лыжных баз, поддержку региональных сборных команд по лыжным гонкам, обеспечение школ и спортивных секций экипировкой и инвентарем, проведение соревнований и спортивных праздников, многие из которых проходят в формате «для всей семьи».
Важным аспектом в меценатской деятельности «Эн+» стала программа поддержки не только спортсменов и любителей, но и тренерского состава. С 2019 года проводится конкурс «Лучший лыжный тренер года», охватывающий четверть регионов России. Благодаря ей лауреаты получают не только материальное поощрение, но и возможности для профессионального роста, а любители лыжного спорта – грамотных наставников.
География спортивных объектов, созданных при поддержке «Эн+», включает различные регионы России: построены скейт-парки в Братске и Чите, центры единоборств «Сокол» в Шелехове, Ачинске, Братске, Тайшете, Дивногорске, Красноярске, Саяногорске и Усть-Илимске. В ближайшие годы компания планирует возвести более 30 спортивных объектов по всей стране. При этом занятия для детей и подростков в этих заведениях – бесплатные.
Заключение
Несмотря на многолетнюю и внушительную поддержку, роль «Эн+», и ряда других крупных промышленных компаний, как спортивных меценатов в РФ, пока не так широко освещается, как, например, деятельность спонсоров в западных странах. Но в ближайшие годы можно смело ожидать увеличения как числа спортивных проектов в стране, так и роста компаний-меценатов.
Социально-ориентированный подход оказался выгодным всем участникам, и активно поощряется правительством страны. Значит и рейтингов, подобных нашему, будет появляться все больше, а крупные игроки бизнеса, в том числе и промышленности, станут активнее поддерживать как спорт, так и другие социальные проекты.
* Данные о размерах финансирования являются приблизительными и основаны на анализе открытых источников, включая годовые отчеты компаний, публикации в СМИ и интервью представителей компаний.