Казанский о самых сложных репортажах: «Финал ЛЧ-2009, после разбора Дмитриевой было ощущение, что надо завязывать. Второй – открытие Олимпиады в Пекине»
– Таких было два. Но там были отклики не от болельщиков.
Первый – финал Лиги чемпионов-2009 в Риме, еще на «Плюсе». И спокойный разбор Анны Владимировны Дмитриевой: она мне буквально несколько предложений сказала, но было ощущение, что надо завязывать с профессией.
Было очень тяжело все это услышать: первый статусный репортаж, идешь на вырост, и вдруг тебя прям прибивают. Причем так подчеркнуто интеллигентно, что прям страшно. Очень хорошо помню то чувство.
– Что сказала Дмитриева?
– Я тогда решил выехать на эмоциях, а она сказала, что хорошо бы немножко науки добавить в комментарий. И разобрала. Что надо было вот то-то почитать, больше говорить о самом футболе.
Это сейчас мы пересаливаем с вингбэками и детализацией формаций с 3-5-2 на 4-3-3, гибридными позициями. А тогда это был у меня такой чистый лист – достаточно поверхностный комментарий.
– А второй репортаж?
– Тяжелейшие ощущения были от открытия Олимпиады в Пекине – вместе с Ильей Авербухом тогда работали. Второй канал показывал в прямом эфире, а Первый – в записи.
Моя первая большая работа – не хоккейно-футбольная. К тому моменту уже был матч России и Хорватии, молодежный чемпионат мира по хоккею с Игорем Ларионовым. Там моя стихия. А здесь пришлось интересно провести время – и после немного прилетело от Ольги Черносвитовой (руководитель дирекции спортивного вещания «Первого канала» – Спортс”). Да я и сам все понимал.
Для меня это было в новинку. До Пекина уже работал на закрытии и открытии, но тогда в паре был ведомым. Повезло комментировать как раз с Дмитриевой на закрытии в Рио-2016 – она умело вела, я помогал. А потом – с Ольгой Богословской в Токио-2020: у Оли кропотливая подготовка, глубочайшее погружение в олимпийские виды. Было легче.
Второй момент: одно дело садишься и комментируешь футбол, хоккей – все понятно. Помогаешь зрителю понять, кто куда бежит – если упрощенно. А на церемониях другая история: рассказываешь о стране, людях, шоу. Плюс – хронометраж. Условно, Бермуды идут 10 секунд – и что в них лучше уложить? Разговор про наряды, что они привезли 15 спортсменов (и в каких видах) или историю одного человека, который прошел через многое?
Плюс нужна просто титаническая подготовка. Самая масштабная, что была у меня – 2,5 часа идет парад, 200 стран, надо изучить все флаги, наряды, спортсменов, разобраться с шоу, которое устраивает организаторы. Где и какой подтекст. Подготовка – неделями.
Как правило, перед открытием проводят большие репетиции, куда пускают и комментаторов церемонии, чтобы они смогли разобраться в задумках. А Пекин – ковидная Олимпиада, репетиции не было, пришли на чистое поле. Заготовок тьма, но все равно своеобразно – именно в формате ведущего, а не ведомого.
Дима Губерниев это делает гениально. Это его. Соло или в паре – ему без разницы. Уникальный талант. Впервые в такой роли я чувствовал себя сначала не очень уютно. Но опыт очень интересный, особенный, потому что понимаешь масштаб – какое количество людей тебя слушают, – рассказал спортивный комментатор Денис Казанский в интервью Спортсу».
«Если Macan в тренде, я должен его знать». Денис Казанский – разговор о профессии, русской школе комментаторов и хейте