Чемпион мира в единоборствах Джеффри Монсон стал гостем Слета ВФМ

Одним из спикеров Слета Всемирного фестиваля молодежи в Нижнем Новгороде стал Джеффри Монсон - легенда смешанных единоборств, звезда мировой величины, одинаково интересный и русскоговорящей, и англоязычной молодежи. На площадке Российского общества "Знание" он поделился с участниками Слета историями из своей карьеры: кто вдохновлял его, какие ритуалы помогали выходить на бой и какую роль сыграла психология в становлении чемпиона.

Чемпион мира в единоборствах Джеффри Монсон стал гостем Слета ВФМ
© Российская Газета

В фокусе разговора оказались и различия между американской и российской школами борьбы, сила поражений как основа будущих побед и советы для тех, кто только в начале спортивного пути. При этом честный стиль ответов Джеффри часто выходил за рамки спортивной тематики.

Кто или что побудило вас стать депутатом Госсобрания Курултая Республики Башкирия?

Джеффри Монсон: До этого я все делал в основном для себя. Но тут мне захотелось что-то сделать для людей. Я тогда завершал спортивную карьеру и ощущал бездонную пустоту внутри. Хотелось заполнить ее чем-то хорошим, и я стал делать проекты в Башкортостане. Создал там спортивный центр для детей, два специализированных центра для солдат, которые возвращаются с Донбасса. А потом также стал еще и послом по работе с детской больницей, образовательным послом. И почувствовал, что получаю больше удовольствия от этой работы, чем даже от спорта.

Для меня жить в России - это быть связанным с ней. Хочу, чтобы мы были вместе, ведь в России это чувство связанности больше, чем в любой другой стране мира.

Насколько важны такие молодежные форматы, как этот? Могут ли несколько дней, проведенные вместе, изменить жизнь тысяч участников Слета?

Джеффри Монсон: Я думаю, что этот форум очень важен, так как помогает искать ответ на вопрос "что по-настоящему важно: зарабатывать деньги и строить карьеру или стремиться делать людей счастливыми". Часто вспоминаю русского писателя Льва Толстого, который постоянно задавался вопросом "В чем смысл жизни?" и сам же отвечал: "Делать других людей счастливыми".

Как сложилось, что, живя и делая успешную спортивную карьеру в США, вы вдруг стали с теплотой относиться к нашей стране?

Джеффри Монсон: Я хорошо отнесся к Советскому Союзу, а потом и к России потому, что у меня открытый подход к жизни и к людям. Потому, что когда у нас в Америке описывали русских или показывали их в кино, то это были какие-то бандиты. Но я люблю читать книги по истории и прочел достаточно о кризисе Первой мировой и о революции 1917 года. Мне было это близко. Я хотел приехать и увидеть все это своими глазами. Когда я увидел Москву, она выглядела как на картинке, но люди оказались другими. А ведь, казалось бы, в России было столько войн, столько вторжений, что люди должны быть жесткими и холодными, но оказалось, что они щедрые и любящие.

Сейчас многие спортсмены России отстранены от мировых соревнований из-за специальной военной операции. Но ведь в разных регионах мира тоже происходят боевые действия, а запрет выборочный...

Джеффри Монсон: Я считаю, что политику и спорт нужно разделять. В мире слишком много контроля США над международными спортивными организациями. На самом деле, если применять единые критерии, то нужно запрещать не только российским спортсменам выступать, но и многим другим.

Насколько для спортсменов вообще важны международные соревнования?

Джеффри Монсон: Любые международные соревнования важны, так как позволяют не только "помериться силами", но и познакомиться и подружиться. Вспоминаю один чемпионат в Польше, в Кракове. Там произошла удивительная вещь. Те спортсмены, кто выбывал из игры, не уезжали домой, а оставались и помогали другим, показывали, как каждый может выступить еще лучше. А в конце даже обменялись своими спортивными формами. Мы почувствовали, и меня это изменило, что спорт вместо соперничества может стать содружеством.

Почему, несмотря на санкции, все больше людей из, казалось бы, благополучных стран приезжают жить в Россию?

Джеффри Монсон: Я думаю, что это происходит потому, что люди обмениваются информацией. Люди из России ездят в США, а американцы - сюда. Мы общаемся, рассказываем друг другу, что на самом деле происходит. И я знаю, что уже живут в России американцы, мои друзья, два человека - в Уфе, несколько - в Москве, есть и в Сочи. Им нравится, им безопасно.

Как вам Нижний Новгород?

Джеффри Монсон: В Нижнем я уже третий раз. Мне нравится, как тут люди относятся ко мне. Они не просто хотят со мной сфотографироваться, а воспринимают по-человечески хорошо. Помню, как я гулял тут с дочкой, ей было тогда три года, а теперь уже семь. Был прохладный вечер, и одна пожилая женщина мне довольно строго сказала, что надо бы надеть на девочку пальто. Мне это понравилось, потому что люди тут неравнодушные, стараются советовать, как сделать лучше. Не прикрываются понятием "невмешательства в чужую жизнь".

Вы как-то обмолвились, что из-за серьезных занятий спортом у вас были конфликты с женой. Как удалось урегулировать проблемы в семье?

Джеффри Монсон: Когда становишься чемпионом, люди вокруг думают, что это так замечательно и все хотят с тобой сфотографироваться. Но на самом деле, там есть и другая сторона, потому что приходится очень много тренироваться и выезжать на соревнования. И вышло, что у меня трое детей в США, но, я считаю, что их недостаточно видел. Сложно сказать, было это правильным решением в жизни или нет, но что получилось, то получилось.

Как можете одним словом определить счастье?

Джеффри Монсон: Семья.