Войти в почту

По стопам Перельмана

На международной математической олимпиаде в Румынии (Romanian Master in Mathematics), которая ежегодно проводится в Бухаресте, в этом году мерились силами 111 участников из 19 стран мира. В командном зачете российская сборная заняла четвертое место после Южной Кореи, Великобритании и Китая. На днях 12 российских школьников-участников вернулись на родину. Среди призеров-россиян пять петербуржцев из президентского физико-математического лицея №239: Никита Карагодин, Кирилл Тыщук и Михаил Иванов, взявшие серебро, и Виктор Мигрин и Изабелла Толокно с бронзой. Трое москвичей: Тимофей Зайцев из школы №179 и Вадим Ретинский из школы №1329 с серебряными медалями и Егор Рябов из школы №1329 с бронзовой. Два человека из Ярославской области: Георгий Вепрев из рыбинского лицея №2 и Александр Токмачев из ярославской школы №33 — оба взяли серебро. Марат Абдрахманов из 31-го лицея Челябинска и Никита Добронравов из новосибирского лицея №130 также привезли домой серебряные медали. Итого 12 участников — 12 медалей: девять серебряных и три бронзовые. Научный руководитель Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, академик Борис Четверушкин рассказал «Известиям», что российская математическая школа, являющаяся преемницей сильнейшей советской, по-прежнему сильна. И результаты, которые показали российские школьники на олимпиаде в Бухаресте, подтверждают это. ​​​​​​​ p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica} — Олимпиады — это соревнования, и как у каждого спортивного состязания здесь многое зависит от тренировки, от «натаскивания» непосредственно под тот или иной старт. И если, условно говоря, кто-то мазь подобрал лучше, а другой хуже, это не значит, что тот, второй, плохо на лыжах катается. Да и серебряные и бронзовые медали я бы не назвал неудачным результатом, — сказал он. Как рассказал «Известиям» один из серебряных призеров олимпиады Никита Карагодин, конкурентами в этом году для россиян стали корейцы, китайцы, англичане и украинцы. Семь золотых медалей распределились именно между ними. — Что касается представителей азиатских стран, они традиционно сильно выступают на международных математических соревнованиях, да и в команде Великобритании тоже были выходцы из Азии, — пояснил Никита. — С чем это связано, точно сказать не могу. Но думаю, что они очень много работают. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica} Сам Никита испытывает некоторое разочарование в связи с тем, что получил серебро, а не золото. — Для меня это уже вторая серебряная медаль. Первая была получена в прошлом году на Международной математической олимпиаде в Гонконге. И в этот раз я допустил совсем маленькую ошибку, можно сказать, описку, потому что спешил, времени оставалось мало, — рассказал он. По словам Никиты, «обыватель вряд ли поймет суть задач на международной олимпиаде по математике». В отличие от известных всем школьных примеров по типу «Из пункта А в пункт Б вышел поезд со скоростью…» здесь всё намного сложнее. И ответ является не просто числом, полученным в результате применения какой-то формулы. — У нас всё по-другому. Нужно придумать креативную идею, которая станет ключом к решению, — сказал он. — Поэтому и времени дается достаточно много: 4,5 часа на решение трех заданий. А сама Олимпиада длится два дня. Никита говорит, что шпаргалками на подобных мероприятиях не пользуются, они просто бесполезны, поскольку все задания требуют творческого подхода. Но от интернета участников ограждают. По словам юного математика, участники олимпиады готовятся к испытаниям по-разному: кто-то зубрит, кто-то отдыхает. Сам он предпочитает за несколько дней до соревнований прекратить решать любые задачи. Досуг школьников, приехавших на олимпиаду, не ограничился учебниками. Из четырех дней в Бухаресте лишь два пришлись на решение задач. В остальное время юные математики гуляли по столице Румынии, ходили на экскурсии. Призы в Бухаресте были не самые дорогие. Помимо медалей — только небольшие сувениры. Однако победа в олимпиаде в Румынии — это часть отбора для школьников из нашей страны и на другие международные соревнования. Академик Борис Четвертушкин считает, что российская математическая школа — это одно из тех направлений, где наша страна продолжает оставаться одним из лидеров в мире. Говоря о математических школах других стран, академик отметил, что американская школа традиционно была основана на использовании знаний приезжих профессоров, в том числе и из России. В Китае же очень сильна поддержка фундаментальной науки со стороны государства. Говоря о российской математической школе, невозможно не вспомнить о создателе неевклидовой геометрии Николае Лобачевском, об основоположнике вычислительной техники Сергее Лебедеве. Большой вклад в науку внес один из основателей современной теории вероятностей Андрей Колмогоров. Позже его ученик Владимир Арнольд получил мировое признание как соавтор КАМ–теории (в основе ее лежит теорема Колмогорова–Арнольда–Мозера о стабильности интегрируемых гамильтоновых систем). А в 2006 году россиянину Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре была присуждена международная премия «Медаль Филдса». Известный математик, как и Никита Карагодин, тоже когда-то учился в физико-математическом лицее №239. Мальчик рассказал, что Григорий Яковлевич не является для него кумиром (кумиров у него нет в принципе), но он уважает его как выдающегося математика. Правда, денежную премию, от которой в свое время отказался Перельман, его младший коллега взял бы.

По стопам Перельмана
© Известия