Войти в почту

Тренер рассказал, почему Елена Исинбаева ушла из спортивной гимнастики

Совсем немного осталось до того дня, когда вновь распахнутся двери одной из старейших спортивных школ Волгограда – № 1. Здесь завершается капитальный ремонт. «СПОРТ-ТАЙМ» уже рассказывал о ходе работ и о том, как получить солидное федеральное финансирование на него помогла наша именитая землячка Елена Исинбаева. Ее первый спортивный наставник, заслуженный тренер России, директор СШ № 1 по спортивной гимнастике Александр Лисовой считает, что в этом году наплыв новичков будет большой. Наш коллега Анатолий Любименко узнал о планах работы школы и расспросил мэтра об интересных событиях его яркой спортивной биографии.

Тренер рассказал, почему Елена Исинбаева ушла из спортивной гимнастики
© Волгоградская правда

Гимнастика – это красота

– Александр Иванович, нередко приходится слышать, что спортивная гимнастика утрачивает популярность. Вы с этим согласны?

– Ни в коей мере. Нам, к примеру, каждый день звонят, спрашивают, когда снова откроемся. У нас ранняя специализация – с 4-5 лет. Малышам – наибольшее внимание. После ремонта появилось для них еще две раздевалки, где родители смогут помочь с переодеванием. А в целом в стране повысился интерес к гимнастике благодаря недавним победам нашей сборной на чемпионате мира. Люди видят красоту, и хотя вид спорта технически сложный, ведут детей в секцию.

– А вы сами в каком возрасте начали занятия?

– У меня путь был непростой. Пошел в секцию за компанию с друзьями, когда учился в первом классе. Спортивная форма простая: черные трусы и майка. (Смеется.) Через полгода выполнил третий юношеский разряд. И тут выяснилось, что у меня искривление позвоночника. Гимнастику врач запретил, и я ушел на футбол. А в пятом классе решил вернуться в гимнастику, тем более что младший брат там оказался.

– Не поздновато?

– Да вот и тренеры восторга от моего появления не выразили: мол, поздно. Владимир Михайлович Каньшин – единственный, кто отреагировал иначе: приходи, посмотрим. В итоге к 8-му классу я догнал тех ребят, кто начинал вместе со мной, но перерыва в три года у них не случилось. А потом и в сборную России попал, за которую выступал затем на протяжении 12 лет.

Роковые кольца

– Что помогло сделать такой серьезный рывок – особая система подготовки?

– Когда рано начинаешь, двигаться, конечно, легче, но многое решает мотивация и материально-техническая база. А в плане психологии многое дала поездка в Болгарию. Нас отправили шестерых, я шел пятым номером, но победил. Конкуренция в нашем виде всегда была огромной. Но мне удавалось и Кубок России выигрывать, и в отдельных видах чемпионом России стать. На Студенческих играх в Киеве в 1976 году за медали боролись 12 мастеров спорта международного класса. Там я занял третье место в многоборье и на трех снарядах оказался в призерах. Это был год Олимпиады в Монреале, куда я мог попасть, но, увы, травма...

– Представляю ваши эмоции.

– В спортивной гимнастике важно как можно раньше себя проявить, а у меня каждое молодежное первенство связано с травмой или болячкой. Особенно обидно в Ташкенте на всесоюзной «молодежке» получилось в 1975-м. Меня тогда тренеры по японской системе решили тренировать, делал по 4-5 комбинаций на каждом снаряде плюс 10-12 прыжков. На кольцах сорвался: оба колена и оба голеностопа из строя вышли. Потом выяснилось, что и спина не в порядке. Японской системой меня перегрузили, что и мой тренер позже признал.

– Еще были шансы попасть в элиту спорта?

– В 1979-м впервые попал на сборы на базе «Озеро Круглое». Главный тренер сборной СССР Леонид Аркаев увидел, как я на снаряде работаю, и комплиментов не пожалел. Но услышав, что мне уже 24, сразу заскучал. Тогда мощная плеяда ребят выросла, которые себя рано проявили и поэтому в сборную попали. Ткачев, Маркелов, Крысин, Тихонов… Я с этими олимпийскими чемпионами без комплексов боролся.

Утром деньги, вечером стулья

– Вы закончили выступать в 28 лет – свое будущее четко видели?

– Многие гимнасты, акробаты в цирк уходили, но это не по мне. Был вариант в другой город уехать, меня во многие звали. В Киеве, например, квартиру давали, хорошую стипендию. Но я патриот Волгограда.

– А здесь квартиру не давали?

– Когда в наш спорткомитет пришло письмо от федерации, что я кандидат в сборную СССР на поездку на Олимпиаду-1976, тренер пошел мне жилье добывать. Тогдашний глава горисполкома Владимир Атопов сказал: вот привезет медаль, будет квартира. Есть города, где сначала создают условия, а потом требуют результат, а у нас было наоборот. (Улыбается.) Тренировать детей я начал, когда еще учился в вузе, и продолжил по завершении карьеры. Потом меня уговорили подать документы в аспирантуру, которую закончил в 1989 году. После этого работал семь лет в администрации Ворошиловского района, но по утрам продолжал тренировать детей. К семи утра в спортшколу, к девяти-десяти вечера – домой. Но выжить удалось! Потому что появились результаты. Лена Исинбаева засверкала, Таня Казанцева выиграла золото Универсиады и Европы.

«Думаю, она в шесте попрет!»

– Преображение Исинбаевой – сюжет для фильма. Это ведь вы ее отправили прыгать?

– В гимнастике Лена дошла до мастера спорта, добиться большего помешал только рост, причем изначально это являлось проблемой, но я все же взялся ее тренировать. Когда увидел прыжки с шестом, сразу понял, что это для нее. Дугу с поворотом, которую выполняют над планкой, у нас дети на первый юношеский делают. В 97-м на педсовете в УОР Евгению Васильевичу Трофимову говорю: «У меня есть девчонка высокая, думаю, она в шесте попрет. Вы мне позвоните, когда у вас тренировки будут, и она приедет». Трофимов покивал, но прошли сентябрь и октябрь – тишина. И тогда мы поехали сами.

– Елена как отнеслась к вашей идее?

– Поначалу отрицательно. «Александр Иванович, куда вы меня привели, что мне с этой палкой делать?» – «Привел куда надо. Здесь будешь в своем русле». Но гимнастику Лена не бросила, с год по утрам ко мне приходила, а вечером – к Трофимову. Он сказал, что вторым тренером меня оформит, но потом переиграл и жену записал. Уже через полтора месяца после начала занятий Лена соревнования выиграла. Народ смеялся: чем легкоатлеты занимаются, если их гимнасты обыгрывают?! Кстати, тренер Сергея Бубки Виталий Петров – бывший гимнаст. Мое убеждение: без гимнастики нет прыжков с шестом.

– Скоро закончится капремонт вашей спортшколы, о которой так часто с благодарностью вспоминает Исинбаева. Какие планы – говорят, у вас наплыв детей?

– Вообще не только я, но все мы многого ждем от начала занятий. Только для малышей поступит дополнительных снарядов по 87 позициям. С инвентарем, который получаем (общая сумма – 20 млн рублей), мы просто обязаны подняться на новую высоту. Гимнастика требует полной концентрации, тонкой настройки. Как разогреться, как выполнить, как подстраховать – все должно быть продумано. Залог успеха – всегда с головой подходить к каждому снаряду, каждому упражнению.

Досье «СПОРТ-ТАЙМ»

Лисовой Александр Иванович

• Родился 10 мая 1957 года. • Директор СШ № 1 с 2006 года. Выпускник ВГИФК (ныне ВГАФК), ВАГС, кандидат педагогических наук. • Победитель Всесоюзных студенческих игр по спортивной гимнастике (1976), чемпион и призер чемпионата России на отдельных снарядах (1977-1978), обладатель Кубка России (1982). • Награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта», неоднократный победитель смотра-конкурса на лучшего тренера Волгоградской области. • Подготовил 6 мастеров спорта, в том числе чемпионку Европы по спортивной гимнастике Татьяну Казанцеву, первый тренер Елены Исинбаевой по спортивной гимнастике.