Войти в почту

Гениальная фигуристка постоянно унижала своего партнера. Они выиграли две Олимпиады

За всю историю фигурного катания лишь два танцевальных дуэта смогли дважды выиграть личное олимпийское золото: Тесса Вертью/Скотт Моир и Оксана Грищук/Евгений Платов. Но если канадцы провели бок о бок практически всю свою жизнь и продолжают считать друг друга лучшими друзьями, то в паре Грищук/Платов отношения складывались немного иначе.

Гениальная фигуристка постоянно унижала своего партнера. Они выиграли две Олимпиады
© Sport24

«Редкие минуты, когда она (Грищук) не плакала, не била Женю, не оскорбляла его, не стучала ему по больным коленям зубцами своих коньков, не унижала его человеческое достоинство…», — вспоминала о работе с дуэтом Татьяна Тарасова.

***

Родился Евгений Платов в Одессе, но, в отличие от большинства одесских мальчишек, мечтал стать не футболистом, а хоккеистом. Евгений болел за ЦСКА и жутко переживал из-за поражения советской сборной на Олимпиаде-1980 («Чудо на льду»). Однако вместо хоккейной секции в Одессе открыли фигурное катание.

К тому времени Платов уже умел кататься, в 6 лет самостоятельно встав на коньки. Но после нескольких месяцев занятий появилась проблема: отец Евгения был моряком, поэтому ему пришлось уйти в рейс. А так как до катка было больше часа езды с пересадками, мальчику сказали следующее: «Извини, но пока отец в рейсе, заканчиваем с фигурным катанием».

Через некоторое время Платов по примеру старшей сестры Марины начал заниматься легкой атлетикой, с первой же попытки взял высоту 1,1 м. Специалисты обратили внимание на Платова, обещали ему большое легкоатлетическое будущее, но Евгению все это быстро наскучило.

«Вспомнил катание — лед, музыка, программы… А здесь все одно и то же: бежишь и отжимаешься, бежишь и отжимаешься. Сказал родителям: «Так дело не пойдет», — рассказывал Евгений.

Первыми тренерами Платова стали Борис и Светлана Рублевы. Евгений пробовал себя в одиночном катании, имел хорошую координацию и баланс, но на льду прыгать не удавалось. Было решено перейти в танцы на льду, через два месяца после перехода партнершей Платова стала Елена Крыканова.

После кучи региональных побед стало понятно, что паре из провинции пробиться в команду будет очень тяжело. Рублев переживал, но отпустил фигуристов в Москву к Наталье Дубовой. Под руководством нового специалиста Елена и Евгений выиграли три юниорских ЧМ подряд (до сих пор непревзойденный рекорд), но на этом история пары Крыканова/Платов закончилась.

«Знаете, бывают такие девчонки, у которых, когда они молодые, в глазах горит такой огонек. А потом проходит время, девочка превращается в девушку, и огонек пропадает. Вот так произошло и с моей партнершей. Мы были одногодки, катались с ней с десятилетнего возраста до 17, это был огонек, а потом он потух», — вспоминал Платов.

Платов встал в пару с Ларисой Федориновой, всего за полгода подготовки фигуристы стали 4-ми на чемпионате СССР. Но в какой-то момент Лариса вдруг стала резко прибавлять в весе, у Платова начали «лететь» колени. В итоге Дубова нашла для Евгения новую партнершу — Оксану Грищук.

«На первой же тренировке она меня послала куда подальше. С ней было действительно очень сложно. У нее был вспыльчивый характер, ей проще было сделать что-то миллион раз, но самой, чем послушать чьего-то совета

Трудоспособность у нее была уникальная. Пусть не совсем умная трудоспособность, потому что она, не дослушав, начинала уже это делать. Я уже «умирал», падал, а она кричала: «Хватит валять дурака, вставай, будем повторять еще и еще!» Но за счет этой трудоспособности мы и достигли сразу таких результатов», — рассказывал Платов.

С Дубовой Грищук/Платов взяли полный комплект наград чемпионатов СССР, а также выиграли бронзовые медали ЧЕ и ЧМ. В то же время отношения между Грищук и Дубовой портились с каждым днем. В какой-то момент Дубова не выдержала и выгнала Оксану из группы, поставив к Платову молодую Татьяну Навку.

Грищук несколько раз звонила Платову со словами: «Женя, опомнись, нам сделали плохо, давай уйдем и будем кататься вместе». Тем не менее Евгений начинает тренироваться с Навкой, ставятся программы. Оксана, видя все это, начинает кататься с Петром Чернышевым. Но когда Дубова решила увезти свою группу в Лейк-Плэсид, Оксана вновь набрала Платова и предложила сделать окончательный выбор. Евгений согласился, и под руководством Натальи Линичук дуэт Грищук/Платов воссоединился.

В сезоне 1992/93 Грищук/Платов стали вице-чемпионами мира и Европы, на предолимпийском ЧЕ Оксана и Евгений стали первыми по произвольному танцу. А на Олимпиаде неожиданно для всей мировой общественности выиграли золото.

Почти весь следующий сезон Грищук и Платов пропустили из-за обострившейся травмы партнера, но подготовились к ЧМ и выиграли его. Однако затем у фигуристов и Линичук произошел конфликт: по их мнению, Линичук решила делать ставку на молодых Крылову и Овсянникова.

«Двум сильным парам у одного тренера ужиться трудно. С Анжеликой Крыловой и Олегом Овсянниковым мы дружили, даже жили в одном доме. Когда они в спортивном плане встали с нами наравне, кому-то нужно было уходить», — рассказывал Платов.

Олимпийские чемпионы стали просить Татьяну Тарасову взять их к себе. После раздумий Татьяна Анатольевна согласилась.

С Тарасовой Грищук и Платов не проиграли ни одного старта. Но вместе с шикарными выступлениями и кучей побед Тарасова и Платов прошли через огромную полосу мучений. Оксана постоянно опаздывала на тренировки, скандалила, устраивала истерики, оскорбляла и унижала своего партнера, а также била зубцами своих коньков по его больным коленям.

«Но когда Оксана не выходила из себя, она каталась гениально. И за одно такое катание ей многое можно было простить», — рассказывала Тарасова.

Еще во время ЧМ-1997 было решено делать операцию — боль в колене стала невыносимой. Грищук была против, Тарасова — категорически за.

«Боль Женю терзала страшная, я не представляла, как он с ней катается, как он с ней ходит. Он вдруг падал на льду, как подкошенный, и лицо его чернело от боли. Боль постоянная, все двадцать четыре часа в сутки. Колено уже в таком плачевном состоянии, что он не мог больше терпеть. Если, не дай бог, получался на ноге определенный угол сгибания, то колено его не держало, он тут же падал.

Мог упасть в любую секунду, что и нередко случалось. Наверное, ему неудачно сделали операцию, и там, в колене, защемлялся нерв. И что только с ним не вытворяли, как не лечили — все совершенно бесполезно. Он терпел. Он просто герой. Выдающийся спортсмен. Они все, выдающиеся, поломаны и избиты, но такого терпения, какое я видела у него, наверное, уже не встречу», — писала Тарасова.

Операцию сделали в Делавэре (Колорадо), после восстановления началась подготовка к тяжелому олимпийскому сезону. Грищук скандалила все чаще, Тарасова вспоминала: «Заливщики льда плакали — жалели Женю». Музыку для произвольного танца удалось утвердить только за три месяца до ОИ-1998 — Паше (в то время Оксана официально сменила себе имя) постоянно что-то не нравилось. Но после долгих разговоров Платову все-таки удалось уговорить партнершу на Memorial — одна из лучших программ в истории танцев на льду.

На следующий день после своей второй олимпийской победы пути Грищук и Платова разошлись: Паша уехала воплощать в реальность свои мечты о Голливуде, а Евгений решил уйти в профессиональное фигурное катание и начал выступать с Майей Усовой.

Тренером дуэта стала Татьяна Тарасова, с ней Усова/Платов взяли полный комплект медалей ЧМ среди профессионалов. А после окончательного ухода из спорта Усова и Платов стали помогать Тарасовой тренировать. Когда же Тарасова вернулась в Россию, Евгений перешел на самостоятельную тренерскую работу.

***

Впервые Платов и Грищук нормально пообщались во время ЧМ-2005, когда ФФККР пригласила в Москву всех своих бывших чемпионов. Через год Евгений и вернувшая себе родное имя Оксана выступили в проекте «Танцы на льду», где впервые за 8 лет встали в пару. После чего двукратные олимпийские чемпионы сделали еще несколько шоу. Общение между бывшими партнерами нормализовалось

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android