Комарова и ее "музыканты"
"Хозяйке Югры" Наталье Комаровой понадобилось почти три месяца, чтобы сформировать свое правительство. И оно, по мнению наблюдателей, практически ничем не отличается от предыдущего. Это наводит на мысль, что в автономном округе наступила эпоха кадрового застоя, которая, судя по всему, устраивает главу региона.
Старое лучше нового?
Губернатор подписала распоряжение о формировании структуры окружного правительства 14 сентября 2020 года – на следующий день после того, как дума Югры отправила ее на третий срок. И лишь в декабре югорчанам продемонстрировали результат "длительной работы" – все те же лица, только под соусом нового принципа: в "кабмин" вошли руководители окружных департаментов и ряда муниципалитетов. При этом новация была раскрыта еще в сентябре, поэтому многие ожидали не только количественного изменения, но и качественного.
"На мой взгляд, с формированием правительства Югры с самого начала было не все в порядке. Объясняется это, прежде всего, короткой "скамейкой запасных", а также тем, что некоторые чиновники отказывались дальше работать в команде Комаровой, а многие из тех, кого звали на вакантные должности, не соглашались их занимать. Насколько мне известно, их приходилось убеждать", – отметил в разговоре с "Уралинформбюро" депутат Тюменской областной думы Александр Лобов, хорошо знакомый с югорской повесткой.
Фото: сайт правительства Югры
И ладно бы губернатор сама была довольна своими подчиненными (и не только из правительства) – она их регулярно критикует, особенно в эпоху COVID-19. В конце ноября Комарова "разнесла" чиновников из-за проблем с обеспечением пульсоксиметрами пожилых жителей региона и объявила о служебной проверке в отношении своего заместителя Всеволода Кольцова (курирует социалку). В декабре он остался на своем месте, а спустя пару дней вновь попал в небольшой скандал – после его доклада губернатор открыто заявила, что не верит отчету.
65-летняя Наталья Комарова в "тюменской матрешке" окружена "губернаторами новой волны" – Дмитрием Артюховым и Александром Моором. И с новыми людьми у нее как-то совсем не задалось. Вадима Шувалова "дернули" из кресла главы Сургута и посадили замом курировать приоритетные проекты. Это, наверное, стало главной "сенсацией" обновления власти по-комаровски. При этом довольно спорной – как для самого экс-мэра, так и для кабмина.
Ну и какое политическое событие в Югре без смеха? На должность директора департамента физической культуры и спорта вернулся Сергей Артамонов, который уволился с этого поста в сентябре. Тогда СМИ связали его уход с рядом скандалов в югорском спорте и решили, что у него все равно нет шансов попасть в новый состав правительства. Но, видимо, никого лучше не нашлось. При этом самое забавное, что окружные власти зачем-то параллельно проводили конкурс на эту должность. То ли претенденты не подошли "хозяйке Югры", то ли есть какой-то ведомый ей одной смысл. Остался в новом правительстве и профильный заместитель Юрий Южаков, которого пресса также настойчиво провожала в отставку.
"Конечно же, ни о каком доверии Комаровой к членам своей команды, считаю, говорить не приходится, она формировалась по другому принципу. Также как не приходится говорить о профессионализме большинства из членов старого-нового правительства Югры", – считает Александр Лобов.
Без цирка?
Не отреагировала Наталья Комарова и на призывы оппозиции убрать из правительства двух заместителей – Алексея Забозлаева (курирует "цифру" и промышленность) и Николая Милькиса (директор департамента экономического развития). У фракции ЛДПР в окружной думе было много вопросов к чиновникам – якобы с задачами не справляются, выводов не делают. И претензии касались многих тем – от экономического развития до проблем с мусорной реформой.
Изменений практически никаких. Надеялись, что появятся новые лица", – дал оценку обновленному правительству депутат думы Андрей Миляев.
По его словам, либерал-демократы неоднократно предлагали сделать правительство коалиционным. "Есть руководитель департамента, условный единоросс, пусть у него заместителем будет коммунист, лдпровец или кто-то еще. Должна быть конкуренция. "Скамейка запасных" подразумевает под собой людей, которые проходили какое-то обучение или тренинг, чтобы у них понимание было. А формировать этих людей должно само правительство", – отметил он.
Фото: сайт правительства Югры
В Югре есть департамент государственной службы. И если нет новых людей – значит, он не работает?
"Для обновления, развития, для рывка вперед необходимо желание, силы и отсутствие страха перемен – перемен к лучшему. Заинтересованности во всем этом у самой Комаровой, а отсюда и у членов ее команды, я не вижу", – философски отмечает Александр Лобов.
Он также напомнил, что Наталья Комарова по примеру Тюменской области расширила состав своего правительства, включив в него руководителей департаментов и глав муниципалитетов.
Если в Тюменской области такая конфигурация правительства работает слаженно, профессионально и успешно, то для правительства Югры это больше похоже на слова из басни Крылова: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь", – подчеркивает эксперт.
При этом в правительстве Моора, пускай и на общественных началах, числятся главы наиболее крупных муниципалитетов. В югорском – лишь мэр Ханты-Мансийска Максим Ряшин и руководитель Сургутского района Андрей Трубецкой. А чем провинились Нижневартовск, Нефтеюганск, тот же Сургут и другие?
Ранее Наталья Комарова заявляла, что для формирования кабмина "нужно было провести большое количество консультаций, определиться, кто куда бежит, и чем, в первую очередь, будет заниматься" и так далее. Она даже пообещала, что "цирка не будет". Но получилось, как получилось.
Артем ПЕТРОВ