«Я пойду и разобьюсь»: гимнастка Елена Мухина напророчила себе паралич

Леночка родилась в обычной семье и рано осталась без матери: женщина погибла в пожаре по вине мужа-алкоголика. Девочку забрала к себе бабушка. Однажды в их класс пришла тренер Антонина Олежко и пригласила желающих в секцию спортивной гимнастики. Лена Мухина решила сходить попробовать.

«Я пойду и разобьюсь»: гимнастка Елена Мухина напророчила себе паралич
© Экспресс газета

В «Динамо» девочка начала быстро прогрессировать, к 14 годам получила звание кандидата в мастера спорта и перешла в ЦСКА к тренеру Михаилу Клименко, до того с девушками не работавшего. Эта встреча стала одновременно счастливой и трагической.

Клименко ставил ей сложнейшие программы и добивался отточенного исполнения всех элементов. Смертельную петлю Корбут, которая давно запрещена для исполнения, Лена делала не просто с переворотом назад, а с винтом. Даже судьи замирали от волнения.

16-летнюю школьницу не решились взять на мюнхенскую Олимпиаду 1976 года. А в следующем олимпийском цикле она начала брать медали одну за другой. В 1978-м Мухина становится абсолютной чемпионкой мира, а непобедимая до того румынка Надя Команечи остается второй.

Казалось, пиком карьеры Лены будет Олимпиада-1980. Но спортсменка как раз так не думала. После победы на том чемпионате мира ей хотелось закончить со спортом. Однако она знала, что просто так ее не отпустят.

- Когда я сойду с этого пьедестала, нужно все начинать сначала. Я хотела уйти, но понимала, что никто меня не отпустит. Поэтому во время гимна были слезы. Но не слезы радости, как могло показаться, а слезы разочарования, - вспоминала потом гимнастка.

Разумеется, спортивные чиновники и тренер не собирались разбрасываться такой уникальной спортсменкой. Клименко выжимал из нее все соки, не обращая внимания на травмы, которые преследовали девушку. Он даже из больницы ее забирал и привозил в зал, а потом отвозил обратно, не давая толком залечить болячки.

- Это было кошмарное рабство. Могу я или не могу сделать – никого не волновало, речь о «хочу или не хочу» даже не шла. Кого это интересует? Было только одно – надо. Иди и делай. Я отвечала, что пойду и разобьюсь. И слышала – разбивайся, – рассказывала, как ее готовили к московским Играм Мухина.

Перед Олимпиадой гимнасты уехали на сборы в Минск. В какой-то момент снова возник вопрос об участии Елены в соревнованиях, и Михаил Клименко сорвался в Москву – его подопечная должна была участвовать в главном для всех спортсменов мероприятии, и точка!

Лена тренировалась сама. На сложнейшей связке в вольных упражнениях, в которой она должна была приземлиться из сальто в кувырок, она врезалась головой в помост – не хватило силы оттолкнуться, поскольку травмированная нога зажила не до конца. Врезалась, и осталась лежать обездвиженная.

Гимнастку увезли в местный военный госпиталь. Но не решались там оперировать, ждали указаний сверху. У Мухиной случился перелом шейных позвонков и повреждение спинного мозга – хирургическое вмешательство необходимо было немедленно. Но пока разобрались, пока эвакуировали в Москву, пока сделали операцию, уже начались необратимые процессы. Жизнь 20-летней спортсменке спасли. Но поднять ее на ноги не смог бы уже никто.

- Я мечтала о том, чтобы наступил момент, когда можно было бы полежать столько, сколько хочется, почитать и чтобы никто не доставал и не трогал. Желание осуществилось – я лежу, читаю, и меня никто не трогает, - скажет Елена Мухина спустя 15 лет после той Олимпиады, которую она не выиграла.

Спортивные функционеры выделили ей квартиру, оборудованную под нужды обездвиженного человека. У Елены были сиделки, ее не бросили друзья. Даже Хуан Антонио Самаранч навестил, когда приехал в Москву с визитом. Мухина смогла получить образование и даже защитить диссертацию. Соревнования по спортивной гимнастике смотрела и обсуждала потом с коллегами.

Елена пробовала различные методики восстановления, но ей это не помогало. 26 лет она провела в инвалидной коляске, никого в своей беде не обвиняя. В 2006 году 46-летней спортсменки не стало. А через год умер Клименко, ни разу не навестивший свою лучшую ученицу – после трагедии он быстро уехал в Италию, и остался там работать.