Сила в ошибках: трое школьников — о том, чему их научили частые неудачи на олимпиадах
Как поддержать подростка, когда он постоянно проигрывает. Мы поговорили с участниками престижных олимпиад и конкурсов, которым удалось пройти на желаемые соревнования с 7-й или 13-й попытки, преодолеть разочарование и найти рецепт простого и легкого отношения к неудачам. А еще каждый из них рассказал о том, какой поддержки ждет от родителей, а чего совершенно точно делать не стоит. Екатерина Осокина, 17 лет, Новосибирск, финалистка профилей «Анализ космических снимков и геопространственных данных», «Инженерные биологические системы. Агробиотехнологии», спецпроекта «Технологии живых систем» Олимпиады Кружкового движения НТИ Количество проигранных соревнований: 7 Куда пыталась попасть В девятом классе учителя пригласили моего одноклассника поучаствовать в Олимпиаде НТИ, а меня нет. Этот факт только подстегнул меня к тому, чтобы подать заявку самостоятельно. Я открыла задания и испытала истинный ужас. Они настолько выходили за рамки школьной программы, что я, по сути, просто отказалась пробовать. В десятом классе я подошла к делу с большей ответственностью. Узнала, какие есть профили, какие вузы принимают их результаты. Я тогда очень увлекалась программированием и выбрала два направления, заточенные на него, но снова не прошла. Кстати, конкурс на оба направления в тот год был сопоставим с конкурсом в некоторые топовые российские университеты. На третий год я составила себе план занятий, выбрала уже биологическое направление и прошла сразу на два профиля и один спецпроект. Что делала, чтобы не опустились руки Я заняла свое время участием в других мероприятиях. Их в тот год было очень и очень много. Это отвлекло меня от неудачи и помогло справиться с пробелами в знаниях. Я очень увлеклась олимпиадной астрономией, занятия этим предметом помогли мне не бояться сложных, выходящих за школьную программу тем и самостоятельной работы с ними. Если бы я могла вернуться в тот момент и что-то себе посоветовать, я бы сказала то же самое, что говорила тогда. Успех, особенно в том, что требует глубоких знаний и понимания, не приходит просто так. Есть всего два варианта: или очень много работать, или снизить ожидания по отношению к себе. Чем были полезны провалы Мои провалы определили направление, которым я хочу заниматься по жизни. В десятом классе, когда я не прошла на программистский профиль, я думала, что стану заниматься программированием больше, подтяну слабые стороны и пройду. Но, начав разбираться глубже, я поняла, что не хочу посвящать программированию всю жизнь. В итоге я нашла сферу, которая оказалась для меня гораздо ближе и интереснее. Как нужно вести себя с тем, кто проиграл Этому человеку нужны дружеские объятия без всяких слов. Поверьте, он справится с этой неудачей сам. Очень нужна помощь учителя, который бы поработал именно со слабыми сторонами. К сожалению, я поздно узнала об огромном разнообразии олимпиад. В школе анонсы таких мероприятий делались редко и не всегда давали представления о всех преимуществах участия. Нужно, чтобы учителя звали на соревнования не только тех, кто может показать блестящие результаты. Потому что когда зовут одного ученика, а другому не дают шанса, это тоже провал в представлении того, кого не пригласили. Иван Фролов, финалист профиля «Водные робототехнические системы» Олимпиады Кружкового движения НТИ, 14 лет, Ростов-на-Дону Количество проигранных соревнований: 13 Куда пытался попасть Я пробовал силы во множестве региональных олимпиад и даже готовился на мировую робототехническую олимпиаду WRO, которую отменили из-за коронавируса. Неоднократно пытался попасть в Сириус. Тратил не только время, но и деньги на подготовку. Я всегда стараюсь участвовать в олимпиадах и конкурсах, где ребята старше и опытнее меня. Только так, я считаю, можно получить опыт, который будет реально полезным в будущем. Когда я узнал, что прошел в финал спецпроекта «Надводные робототехнические системы» и одновременно прохожу в финал престижного профиля в ДВФУ, мне казалось, что сердце выпрыгнет из груди от счастья. Конечно, если бы я проходил везде, куда подавал заявки, это воспринималось бы как данность. А так — это счастье. Я оказался в лучшем коллективе за свою жизнь! Что делал, чтоб не опустить руки после поражений Какое-то время мне требовалось погрустить и побыть одному. Это важный этап. Если в это время на тебя давят или, наоборот, подбадривают, они делают только хуже. Прожив эту ситуацию, я садился и анализировал ошибки. Смотрел, как решали другие ребята, которые прошли, искал материалы в интернете. Эмоции к этому моменту уже были не так сильны, а работа над ошибками позже дала очень много. Что делали родители, чтоб помочь Мои родители всегда говорили, что соревнования надо рассматривать как новый опыт, а не как возможность получить грамоту или медаль. Они отмечали, что даже после проигрыша видят мой прогресс. «Такого ты не умел до конкурса, а теперь умеешь», — такие вещи важно замечать. Чем были полезны провалы Безо всех этих поражений я бы не попал в финал Олимпиады Кружкового движения НТИ. Я не накопил бы столько опыта решения самых разных задач. А так в один момент все это сложилось и получилось. Если бы я опустил руки после первого проигрыша, побед потом не произошло бы. Выход в финал — не единственная моя победа. Например, сейчас я учусь в ресурсном центре робототехники ДГТУ. Это очень престижно, в нашей возрастной категории — только я, один мой ровесник и двое ребят постарше. Еще я занимаюсь ремонтом 3D-принтеров, у меня есть не очень большие, но лично заработанные деньги и работа. Ничего бы этого не было, если бы я не тренировался на ошибках. Как нужно вести себя с тем, кто проиграл Очень важно понять, какого плана поддержку хочет получить проигравший. Есть те, кому нужны слова ободрения, нужно, чтобы рядом с ними сидели, говорили важное и доброе. Есть те, кому необходимо побыть в одиночестве (например, мне). Главное не перепутать, что кому необходимо. Не лезть к тому, кто хочет одиночества и не бросать того, кто ждет помощи. Я точно уверен, что давление не поможет успокоиться и собраться. Фраза «Соберись немедленно!» травмирует даже больше, чем само поражение. Велимир Миронов, финалист профиля «Передовые Производственные Технологии» Олимпиады Кружкового движения НТИ, 16 лет, Санкт-Петербург Количество проигранных соревнований: 7 Куда пытался попасть До Олимпиады Кружкового движения НТИ я пытался участвовать во многих олимпиадах районного уровня и фестивалях робототехники, но ничего толком не получалось. Когда моя команда наконец получила высокий балл в отборочном этапе Олимпиаде Кружкового движения НТИ, я был очень рад. Конечно, если бы я чаще пробивался через отборочный этап, я бы куда спокойнее отнесся к этому успеху. Что делал, чтоб не опустить руки после поражений Помимо того, что человек знает и умеет, на любых соревнованиях, особенно командных, важно уметь работать с людьми. Моя первая команда была недостаточно сплоченной — именно это помешало нам показать высокие результаты. Людей нужно уметь находить, не бояться знакомиться, выстраивать с ними отношения, видеть сильные и слабые стороны. Сам по себе этот процесс после поражения помогает отвлечься и не опускать руки. А еще я очень советую всем помнить народную мудрость о том, что первый блин, как правило, комом. Это просто данность, которую надо принять и пережить. Что делали родители, чтобы помочь В нашей семье не принято расстраиваться из-за неудач. Мы делаем выводы и думаем, что можно изменить. Участие в олимпиадах всегда было моей личной инициативой. Меня не ругали за ошибки и провалы, ведь странно ругать человека за то, что он выбрал себе интеллектуальное занятие. Я считаю, что получил хорошую прививку от расстройств в кружке робототехники. Раз в месяц мы обязательно участвовали в соревнованиях. Я понял интересную вещь: к победам человек не привыкает, они приятны всегда. А к поражениям привычка формируется. Никто не может переживать каждый проигрыш с одинаковой степенью трагичности. Горькие чувства притупляются с каждым разом. Чем были полезны провалы Я научился общаться с людьми благодаря неудачам. На соревнованиях участник взаимодействует с командой, с преподавателями, с организаторами. Часто победа не происходит потому, что нет нужных навыков общения. Умения слушать, говорить, чувствовать команду. Всему этому мне удалось научиться. Конечно, провалы полезны именно этим. Выводами и исправлением ошибок. Ведь в жизни будут не только олимпиады, а необходимость взаимодействовать важна всегда. Как нужно вести себя с тем, кто проиграл Я считаю, не нужно изначально ставить перед детьми задачи, которые они не смогут выполнить, — тогда не будет и разочарования. Важно сделать процесс участия в любых соревнованиях текучим, регулярным, чтоб он не воспринимался как главное событие жизни, а был обыденным. Тогда и к победе, и к проигрышу будет здоровое отношение. Тому, кто уже проиграл и переживает по этому поводу, важно налить чай с печеньками и сказать, что не стоит зацикливаться на этом событии, а надо сделать глоток и снова взяться за работу. Комментарий Александры Олейник, клинического психолога АНО «Тебе поверят» Молодые люди избрали для себя правильную тактику. Очень разумно сделать соревнования повседневностью — тогда гормоны, выделяемые при страхе, волнении, разочаровании из-за неудачи, с каждым разом будут снижаться. В конечном счете, они станут меньше влиять и на результат, и на его восприятие. Недаром тем, кто ищет работу, советуют как можно чаще посещать собеседования даже в компаниях, куда они никогда не пойдут. Эти походы, если их много, снижают уровень стресса и позволяют воспринимать любой итог спокойнее. Я не могу на 100% согласиться с тем, что проигравшего надо оставить в покое. Важно наблюдать состояние, время от времени предлагать помощь, интересоваться настроением. Но это не значит, что надо навязываться. Точно стоит избегать критики, как и в любой другой период жизни. Внутренний голос, который физически (устами мамы или самого подростка) постоянно говорит: «Ты мог бы, а не сделал», «Ты сделал, но можешь лучше», — деструктивен. Человек начинает тратить время и силы на преодоление критики, на оценку ее справедливости. А эти же ресурсы можно было бы использовать для совершенно других вещей. Если ребенок участвует в олимпиаде или других интеллектуальных соревнованиях, он уже проявил себя организованней, любознательней, сильнее других детей. Сам по себе факт его желания быть там — повод для похвалы. Очень сложная история рассказана девушкой, которую учителя не приглашали к участию в олимпиадах. Для нее этот факт был страшнее поражения. Но для другого человека обиднее было бы получить приглашение, а потом проиграть. Самая гуманистическая позиция с точки зрения школы заключается в том, чтобы давать шанс и приглашать всех. При этом важно понимать, что после поражения ученику потребуется утешение и поддержка, и надо быть готовым ее дать. Сейчас растет интересное поколение, которое в целом не придает проигрышу статус катастрофы. Я вижу корень этого явления в том, что родители значительно реже наделяют любые соревнования статусом судьбоносности. Они больше говорят своим детям о том, что все обезьяны падают с деревьев, что потребность ошибаться — базовая для человека. Как известно, пенициллин был изобретен случайно, из-за забытой чашки Петри, а шоколадная крошка в печенье появилась благодаря тому, что дома не оказалось какао и в тесто отправилась измельченная плитка шоколада. Если бы отец антибиотиков и мать шоколадной крошки оказались более собранны и организованны, у нас не было бы лекарства, спасшего сотни тысяч жизней, и лакомства, которое обожают миллионы. Все ошибки нужны для чего-то… Фото: Depositphotos Это важно знать: Как научить ребенка помогать другим. 7 главных советов «Мои 100 рублей никому не помогут». Мифы и правда о благотворительности Признаки фондов, которым можно без страха отдать деньги Масштаб во благо: как большой бизнес помогает людям Научить воспитанию детей за 1 минуту? Легко! Подписывайтесь на «Летидор» в TikTok!