Российские зеки вспомнят тот Ванинский порт
Отправлять заключенных в российскую зону Арктики намерены в Федеральной службе исполнения и наказания. Не на экскурсию и, конечно, не отдыхать. А на принудительные работы по её очистке от мусора. Которого в этой зоне вечной мерзлоты накопилось немало за десятилетия освоения. Это подтвердил на днях директор ФСИН России Александр Калашников, дав понять, что подготовка условий, для отправки и приема в местах, мало приспособленных для длительного пребывания людей, уже начата.
Ведомству, по словам Александра Петровича, удалось договориться на этот счет с руководством Красноярского края, а также с администрацией Норильска. Последняя оперативно выделила помещение для создания исправительного центра, рассчитанного на 56 человек. Откуда, как предполагается, и будут отправлять на вахту в те довольно отдаленные и холодные места «командировочных» из числа сидельцев. Первую партию, возможно, уже нынешним летом.
На новость незамедлительно откликнулись правозащитники. Исполнительный директор Гринпис России и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Цыпленков, делая акцент на необходимости создания условий для работающих в экстремальных условиях людей, заметил, что «любой труд как в комфортных, так и в некомфортных климатических условиях можно сделать издевательством над человеком. К примеру, заставлять шить робы 24 часа на плохом оборудовании и в плохих условиях» И вспомнил почему-то подпольные фабрики в Москве и Подмосковье, где люди работали практически в рабских условиях. «Это были не заключенные, а мигранты», - констатирует он. И заключает: «Вопрос климата в Арктике не является главным».
Впервые свою «арктическую» идею ФСИН обнародовал (правда, не совсем ясно, полунамеком) на форуме «Арктика: настоящее и будущее». Он проходил в конце декабря 2020-го в Петербурге. Выступившая в прениях начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, Елена Коробкова дала тогда понять, что жить в зоне вечной мерзлоты заключенные будут в специальных модульных конструкциях. Они хорошо знакомы вахтовикам, работающим на нефтегазовых месторождениях. А также полярникам.
- Я не раз останавливался в таких модулях. В сущности обычные бараки, только современные, утепленные и с минимальным комфортом, - сказал корреспонденту «СП» Виктор Боярский, профессиональный путешественник, ученый, член Русского географического общества, почетный полярник России. - Но только причем здесь зеки? Что им делать в тех суровых широтах?
«СП»: - Закалять характер, видимо. А заодно возвращать долг Родине ударным трудом в труднодоступных для простого смертного местах, как говорят в службе исполнения наказания.
- Большинство работ там давно уже механизированы. Заключенным технику разве доверят? Не уверен. Если только направить их на уборку мусора. Тоже не простое там дело, это не подмести пол, а иметь дело с опасными отходами. Но их утилизация требует определенной подготовки. Кстати, с отходами ситуация в Арктике последнее время улучшается. Во многом благодаря восстановлению там наших военных баз. Поэтому не очень понятно, какая необходимость в осужденных.
«СП»: - Вы ведь регулярно бываете на «полюсе холода». Вопрос, что называется, в тему: как там с погодой - сказывается глобальное потепление?
- Какое потепление? Погода как была холодной, так и осталось. Предстоящее лето, например, по долгосрочному прогнозу обещает быть с минусовой температурой. Климат да, немного изменился, совсем чуть-чуть, на один градус со знаком «плюс», но это едва ли ощутимо. Так что, стою на своем: в Арктике нужны подготовленные люди, грамотные специалисты, а не уголовники.
«Арктический проект» - не первое новшество в российской системе исполнения наказания. В прошлом году в Новосибирске стартовал эксперимент со Сбербанком. Осужденных, которым за хорошее поведение лишение свободы заменили исправительными работами, после предварительного строгого отбора привлекли к работе с документами. Работали они в отдельном офисе на компьютерах, не подключенных к интернету и внутренним информационным системам банка, с материалами, не содержащими персональных данных. За свой труд получали сумму, соответствующую МРОТ за минусом налога, оплаты койки в общежитии и вычетом по постановлению суда. Сбербанк неплохо на этом сэкономил. О результатах иного рода, связанных с осужденными, не сообщалось. Судя по тому, что развитие эксперимент не получил, не все удалось. Разве что условия труда, по мнению банковского руководства, были «намного лучше, чем в целом по ФСИН», что «должно положительно сказаться на моральном состоянии заключенных».
Теперь вот - Арктика. Где комфорт и даже просто бытовые удобства понятия относительные. Как заметил по этому поводу телеведущий и общественный деятель Николай Сванидзе, «это очень тяжелая зона». «Можно предположить, что работа там очень сильно вредна для здоровья заключенных,- сказал он. - А это уже сильное ужесточение наказания. Напоминает каторгу или тяжелые работы в сталинских лагерях».
Направлять на Диксон, Землю Франца Иосифа и в некоторые другие места российского Крайнего Севера предполагается принудительно. Какую именно категорию осужденных, по каким статьям и с какими сроками, профильное ведомство не уточняет. Дает понять, что «этот вопрос изучается». Попытка корреспондента «СП» выяснить у руководства ФСИН подробности, а также сроки первой вахты зеков, притормозил сотрудник ведомственной пресс-службы. «Когда надо будет, вам все расскажут, - был он категоричен. - До этого никаких комментариев».
Более общительной оказалась преподаватель кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности Псковского филиала академии ФСИН России, капитан внутренних войск Ксения Садарова.
«СП»: - Как считаете, Ксения Олеговна, работа в непростых условиях Арктики, благотворно скажется на психологии осужденных? Не получится ли, что обозлятся ещё больше на весь мир?
- Самое главное не то, где они будут работать, а как. Если это труд во благо и человек видит его результат, знает, что принес пользу, то и относиться к делу будет ответственно. Север, на мой взгляд, любого человека воспитывает, помогая ему преодолеть какие-то свои слабости, пороки. Так что решение отправлять туда на работу осужденных считаю правильным.
«СП»: -Кто-то отбывает сроки за мошенничество, хулиганство, а кто-то по более серьёзным уголовным статьям. Вы бы лично первых или вторых рекомендовали на командировку за 66-ю параллель?
- Трудный вопрос… Надо смотреть конкретно по каждому человеку.
Продолжает тему наш постоянный эксперт Михаил Пашкин, председатель координационного совета Московского областного профсоюза работников правоохранительных органов.
- Отправлять в Арктику нужно тех, кто находится в местах заключения на строгом и особо строгом режиме, убийц и насильников, чтобы на своей шкуре почувствовали «прелести жизни», - считает Михаил Петрович. - При этом особой необходимости в усиленном конвое там нет. Доставили бригаду по назначению. Поставили задачу. Озвучили сроки, и все, назад на Большую землю. За все отвечает бригадир, назначаемый из зеков же.
«СП»: - Разбегутся же!
- Некуда там бежать. Был у меня один знакомый, отсидевший в советское время четырнадцать с половиной лет в колонии близ Соликамска. До ближайшего населенного пункта 700 км. За ворота зоны вышел - тундра. Куда идти? Некоторые сидельцы, правда, пытались. Кто, недалеко уйдя и поняв бессмысленность затеи, вернулся. Кто не вернулся - сгинул. Кстати, тот знакомый, вернувшись после отсидки домой, даже жалел, что его срок закончился. В колонии он был одет, обут, сыт. Деньги ему за работу регулярно начислялись. Дома же сразу проблемы: на работу не устроиться, жить не на что…
«СП»: - Как думаете, Михаил Петрович, арктическая вахта может положительно сказаться на тех, кто преступил закон? И не тем ли вызвана она, что тюрьмы у нас переполнены?
- Насчет переполненных тюрем - есть такое. Но, думаю, не в них дело. Рабочие руки нужны на Севере. Плюс сам Север сильно меняет человека, воспитывая его. Если только это не отпетый негодяй, которые в тех крах долго не живут. В прямом смысле слова. Одно только беспокоит. Порядка мало в нынешней системе исполнения наказания. Решают все деньги. В этом проблема. Она может свести на нет все правильные задумки ФСИН.
«СП»: - Некоторые правозащитники, едва узнав об идее, заговорили о возвращении в России ГУЛАГа…
- Странная ассоциация. Нельзя сравнивать. В Главном лагерном управлении времен Сталина содержалось много невинных людей. Сейчас - те, кто совершил преступление, и это доказано. Вот пусть и искупают своим трудом. Заодно помогая стране решить проблему с трудовой силой на Севере. Бояться им нечего: оденут, как положено, поселят в хорошо показавших себя модулях, кормить будут несколько раз в день. Заодно узнают, как выглядит Северное сияние. Чем плохо?