Войти в почту

Летние. Тихие. Свои. Кому нужны Олимпийские игры при пустых трибунах?

Оргкомитет Игр в Токио принял решение о запрете прибытия иностранных болельщиков. Ранее появлялись сообщения о том, каким образом планируется регламентировать пребывание в Токио участников Олимпиады, и в этих сообщениях упоминались очень жесткие ограничения. Спортсменам нельзя бывать нигде, кроме своей комнаты и своей арены, зрителям нельзя кричать и скандировать и так далее. Денис Косинов задается вопросом, зачем и кому нужны такие Игры.

Спортсмены

Разумеется, Олимпийские игры нужны спортсменам. Для одних это шанс одержать наиглавнейшую победу в жизни. Для других – шанс поучаствовать в наиярчайшем событии. Первым решительно всё равно, станут ли зрители кричать или только хлопать, рассядутся они на расстоянии 2 метров друг от друга или как-то иначе и будут ли вообще зрители на трибунах. Спортсмену, едущему за олимпийской медалью, так даже проще. Без публики, без прессы – красота! Только ты, твои соперники и борьба за победу.

Вторым, наверное, не так безразлично, в какой обстановке реализовывать принцип "главное не победа, а участие". Эти-то едут не за наградами, а за ощущениями. Выступаешь в квалификации, а потом смотришь финал, в котором русские, японцы и китайцы под рев трибун бьются за командное золото в гимнастике. Проигрываешь в первом круге Медведеву, а потом болеешь за него в финале против Джоковича, визжа и свистя вместе с публикой в паузах между розыгрышами. И так далее. Да и тебе самому хоть немного, но перепадает эмоций болельщиков. Например, на Играх в 2016 году последней в марафоне прибежала камбоджийка Нари Ли, финишировав через 56 минут после чемпионки. И то несколько десятков человек еще оставались на трибунах и приветствовали последнюю из тех, кто не сошел с дистанции.

Вот только ничего этого аутсайдерам не светит. Если твое участие (которое главнее победы) происходит в гулкой тишине, то ощущения, конечно, уже не те. Да и не пустит тебя никто на арену, если ты уже выбыл из числа участников. Но все равно – съездил на Олимпиаду. Пусть даже провел Игры ни на шаг не отклоняясь от предписанного маршрута. Комната – столовая – тренировочный зал – соревновательная арена. И все-таки поучаствовал в Играх, будет что вспомнить. В общем, спортсменам, независимо от медальных притязаний, и такая Олимпиада сгодится.

Руководители

Еще, само собой, Игры нужны МОК. А иначе для чего сам МОК, как не для того, чтобы проводить Олимпиады? Опять же, деньги. Есть зрители или нет, а трансляции всё равно идут, спонсоры всё равно платят. Возможно, несколько меньше, чем со зрителями, но и то не факт. Рекламные и телевизионные контракты заключались задолго до того, как кому-либо могло прийти в голову, что на олимпийских трибунах станет пусто и тихо. Соответственно, таких оговорок в контрактах нет. Правда, в будущих договорах такие уточнения наверняка появятся. Но в любом случае Олимпиада всё еще остается товаром, который продается, и надо всего лишь довести этот товар до прилавка, даже если упаковка окажется блеклой и скучной. Словом, даже такие Игры очень нужны МОК.

Ну и третья категория тех, кому нужны Игры, это руководители ведущих олимпийских держав. Олимпиада – важный инструмент пропаганды, как внутренней, так и внешней. Медальный зачет, гордость за флаг и гимн. (Флаг и гимн, правда, не про нас, но не навсегда же, верно?)

И всё. Больше никому такие вот тихие и скромные Игры не нужны. Вот вам они нужны?

Наблюдатели

Только представьте на секунду следующую картину. Вы сидите у телевизора, смотрите финал в личном многоборье у гимнастов. Вот Никита Нагорный совершает соскок с перекладины, встает как вкопанный, замирает на мгновение, а затем, вскинув руки и закричав, мчится к тренерам и товарищам ликовать. Ведь через 21 год после победы Алексея Немова в Сиднее звание абсолютного олимпийского чемпиона снова у России! (В смысле, у сборной ROC, но мы-то знаем, что это за ROC такой.)

А на трибунах в паре метров друг от друга сидят одни японцы, все в масках и, не издавая ни звука, аплодируют Никите. Представили? Бр-р-р... Жуткое зрелище. Может, в секторе для участников Игр окажутся наши спортсмены из других видов спорта, может, хоть они искренне порадуются за чемпиона и создадут некий слабенький эмоциональный фон? Не может. И сектора такого не будет. Потому что, напомним, спортсмены смогут попасть лишь на свою арену и лишь для собственных выступлений. Так что в трансляции в качестве болельщиков только японцы, не более четверти от вместимости трибун и только молчаливые. Тихие. Такой будет Олимпиада для телезрителей. Хочется такое смотреть?

Журналистам такое тоже ни к чему. Ведь зачем репортер едет на Олимпиаду? Не затем, чтобы сообщать результаты, они и так доступны всем желающим. А затем, чтобы передавать атмосферу праздника и борьбы, впитывать эмоции и делиться ими, рассказывать о местном колорите и антураже. Ну и для собственного удовольствия, конечно. Это весьма трудное удовольствие, любой журналист подтвердит. Но зато потом всю жизнь будешь хвастаться. "Ко мне первому подошел после победы!" "Только я видел, как она плачет!" И так далее.

И что из этого предлагается в Токио? А ничего. Никакой атмосферы праздника не предвидится ввиду отсутствия праздника. Впитать эмоции тоже вряд ли получится. Регламент для аккредитованных СМИ еще не оглашён, но легко предположить, что он тоже окажется суровым. Весьма вероятно, что "живых" микст-зон не будет, все интервью с участниками – онлайн. Или как максимум живое общение только с соотечественниками на расстоянии нескольких метров и длительностью не более минуты. Такое можно и в родной редакции записать. Или вообще на собственной кухне. Телефон, Zoom, технологии сейчас в порядке. А что до колорита и антуража, то выход в город может оказаться под запретом и для прессы. Приехал на Игры? Вот и освещай Игры. Отель – арена – пресс-центр. И чем тогда будет делиться журналист со своей аудиторией?

Местные

Наконец, такая Олимпиада не нужна японцам. Газета "Иомиури" провела опрос, согласно которому 58% жителей Японии не хотели бы, чтобы Игры проводились. По другим исследованиям, всего 16% населения считают, что Олимпиаду стоит проводить нынешним летом. В самом Токио результат еще хуже – 13%. То есть подавляющее большинство считает, что Игры можно провести как-нибудь потом, но точно не сейчас. Ни со зрителями, ни без иностранцев, никак.

Убытки от проведения Игр без зрителей составят, по оценкам специалистов, 23 миллиарда долларов, а если Олимпиаду совсем отменить, и того больше. Но это уже никого не смущает. И заверения в том, что прибытие иностранцев не несет опасности, тоже не успокаивают. Пусть не будет заграничных болельщиков, но спортсмены-то приедут! А также тренеры, журналисты, чиновники и прочие участники. Это несколько десятков тысяч человек. Причем буквально со всех концов планеты, от Канады до Танзании и от Боливии до Норвегии. Все штаммы в гости к нам? Нет, спасибо.

Японцы и в "мирные-то" времена очень трепетно следили за здоровьем. И своим, и чужим. Там давно уже принято носить маски при мало-мальском недомогании. Нормальный японец готов на всё, чтобы жить долго и счастливо, особенно на склоне лет. И перспектива не дожить до безоблачной пенсии очень раздражает. А тут всемирный ковид-фестиваль под видом Олимпиады. Да еще за собственные японские деньги. К Будде эти деньги! Пусть с убытками, даже с гигантскими, но со спокойной душой. И даже урон национальному престижу, это важная вещь для любого японца, не кажется таким ужасным в сравнении с возможностью в одночасье превратиться в центр всепланетной пандемии.

Вот и получается, что такие Игры, если они вообще состоятся, будут нужны только своим. И будут они очень тихими. Не правда ли, слоган напрашивается сам собой. "Летние. Тихие. Свои."