Логистика северного завоза в Якутии требует серьезного обновления инфраструктуры

Как отмечает зампредседателя Государственного собрания Якутии (Ил Тумэн) Виктор Губарев, сегодня госфинансирование северного завоза по обеспечению продовольствием населения арктической зоны региона составляет всего лишь 10%. Как следствие, если в 1990-х в один район республики завозилось 600 т картофеля, то сегодня во всех 13 арктических районах – 500 т. Чтобы увеличить объемы завозимого на Север продовольствия, в этих муниципальных образованиях необходимо организовать строительство новых логистических распределительных центров. Это обусловлено тем, что имеющиеся склады главного предприятия-поставщика, АО "Якутоптторг", построены в 1960-х. Их износ превышает 50%, а по некоторым объектам - 80%. Кроме того, там отсутствуют помещения, позволяющие хранить овощи и скоропортящиеся продукты.

Логистика северного завоза в Якутии требует серьезного обновления инфраструктуры
© РЖД-Партнер

Кроме того, для оперативной доставки свежих продуктов, в том числе детского питания и фруктов, надо восстановить авиационные площадки. На сегодня 28 населенных пунктов не имеют таких площадок.

Проблемы завоза связаны не только с продовольствием, в северных районах серьезно изношены емкости нефтебаз. Кроме того, надо создавать единую арктическую транспортную систему РФ, без которой невозможно развитие прибрежной трассы Севморпути и тяготеющих к ней меридиональных речных коммуникаций (отдельный вопрос – организация дноуглубительные работы в дельтах и на барах рек Лена, Яна, Индигирка, Колыма).

К решению этих задач нужно подключать федеральный центр, поскольку ввиду закредитованности и ограниченных возможностей регионального бюджета эта задача не выполняется, указывает депутат. Чтобы создать в Арктике дорогостоящую инфраструктуру, нужно участие Минвостокразвития и иных федеральных органов власти, заключает он.