Никаких секретов нет: москвичи — о победе на международных олимпиадах по информатике и физике
Четыре москвича × две международные олимпиады = четыре золотые медали. Идеальная задача, которую помогли решить столичные школы, упорный труд и капелька везения. Победители соревнований по информатике и физике рассказали mos.ru о своих достижениях, новом формате испытаний, а также поделились советами с теми, кто только начинает знакомиться с наукой.
Информатика увлечет сама
33-я Международная олимпиада по информатике принесла российской сборной три золотые и одну серебряную медаль. Две победы на счету москвичей — Егора Лифаря из школы-интерната имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Тимофея Федосеева из Центра педагогического мастерства.
«Рад, что в 11-м классе смог получить золотую медаль на международной олимпиаде, потому что в ней участвуют школьники со всего мира и отбор туда сложнее, чем на всероссийскую олимпиаду. Сам формат тоже отличается. Если на всероссийской олимпиаде у нас два тура по четыре задачи в каждом и только одна-две из них действительно сложные, то на международной по три сложные задачи в каждом туре. В первом я ни за одну высший балл не получил», — рассказывает Егор Лифарь.
Помимо сложных задач, россиян ждали и сильные соперники. По-настоящему впечатляюще, по словам Егора, выступила команда Китая, которая заняла первые четыре места рейтинга. Ранее такого результата никто не показывал.
При этом он отметил высокий уровень российских участников. Чтобы попасть на олимпиаду, ребята прошли серьезную подготовку и сложный отбор. Первые сборы состоялись в ноябре 2020 года, вторые — в марте этого года. Школьники с лучшими результатами попали на летние сборы, по итогам которых и формировалась команда.
В этом году олимпиада собрала свыше 350 участников из 88 стран. Из-за пандемии команды не ездили в Сингапур, а оставались в своих странах. Олимпиада началась одновременно для всех независимо от часового пояса. Россиянам повезло со временем и местом. Школьники решали задачи с 13:00 до 18:00 на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи, где ранее проводились сборы. Но ребята не могли видеть результаты соперников до окончания испытания, что прибавляло волнения.
«Мы были в одной аудитории, сидели за компьютерами, решали задачи и не видели другие команды. Из-за этого ощущение от олимпиады было более тусклым: у нас не было возможности общаться, как это обычно происходит на очных турах. Но тем не менее наши тренеры пытались сделать все возможное, чтобы мы ощутили дух олимпиады. Были совместные походы, экскурсии по Сочи», — отмечает Егор.
У Егора Лифаря уже большой опыт участия в олимпиадах, он побывал более чем на 10 крупных соревнованиях. Среди них турнир по информатике в Болгарии, Европейская олимпиада юниоров и Международная Жаутыковская олимпиада. Благодаря участию в олимпиадном движении он побывал в Японии, Иране, Азербайджане, Румынии и Болгарии, а также подружился с ребятами из других стран.
Программированием Егор заинтересовался еще в начальной школе благодаря старшему брату, который тоже участвовал в олимпиадах по информатике. Именно брат стал его первым наставником, а затем познакомил с преподавателем Еленой Андреевой, которая была его учителем в средней и старшей школе и готовила к соревнованиям.
На победы Егора также вдохновляет пример программиста Геннадия Короткевича. «Когда я только начинал заниматься программированием, он уже был веб-легендой. Я хотел достичь похожих результатов. Он самый известный спортивный программист в мире, легендарная личность», — отмечает выпускник.
Секретных техник подготовки у Егора нет. Он решал задания из архивов прошлых международных олимпиад, искал интересные задачи на тематических сайтах. «В олимпиадном программировании сложнее придумать какую-то идею, оптимальное решение, чем написать непосредственно сам код. Хотя бывает и такое, что написание тоже представляет некоторые трудности», — признается он.
Участие в олимпиадах Егор Лифарь считает полезным и для подготовки к взрослой жизни. Программирование развивает логическое мышление, позволяет быстро принимать важные решения и распределять задачи для достижения максимального результата. Все олимпиадные навыки полезны при прохождении собеседований на работу, а победа в международных соревнованиях дает шанс на успешное трудоустройство. «Меня уже приглашали в разные компании пройти собеседование. Был опыт двух стажировок в “Яндексе”, и мне очень понравилось работать с коллегами в прекрасной обстановке. После университета, скорее всего, пойду работать в крупную ИТ-компанию», — отметил он.
Тем же, кто только делает первые шаги в программировании, медалист советует начать с бесплатных курсов, запастись терпением и не сдаваться, тогда через несколько месяцев информатика увлечет сама.
Физика учит думать…
Европейская физическая олимпиада, которую начали проводить с 2017 года, самая молодая из крупных международных турниров, но участники уже выделяют ее как наиболее интересную. Задания здесь похожи на исследования, у которых нет единственного решения. Такой подход способствует развитию не только математического, но и творческого мышления.
В этом году в олимпиаде участвовали школьники из более чем 40 стран. Россию представляли пятеро участников. Москвичи Даниил Житов и Тимур Прядилин из школы «Летово» завоевали золотые медали, а ребята из Санкт-Петербурга, Свердловской и Московской областей получили серебряные награды.
«Европейская олимпиада — одно из самых сложных соревнований по физике. С ее уровнем сравнимы только азиатская и международная олимпиады. Но европейская интереснее, потому что в ней задания требуют больше оригинальности, креативности», — отмечает Даниил Житов.
Из-за пандемии олимпиада проводилась дистанционно. Российская команда выполняла задания в Московском физико-техническом институте (МФТИ). Всего было два тура — технический и экспериментальный. «Экспериментальный тур проходил с помощью специальной компьютерной программы: она симулировала физические процессы. Это позволило уравнять шансы участников, которые в разных странах не могли использовать одинаковое оборудование. Наши руководители сканировали работы и отсылали их в оргкомитет», — добавляет Даниил.
Победа не стала неожиданностью, ведь еще до официального объявления результатов молодой человек был уверен, что хорошо справился с заданиями.
Это не первое золото Даниила на крупных соревнованиях. Уже дважды он становился победителем Международной естественно-научной олимпиады (в 2018 году — в Ботсване и в 2019-м — в Катаре), а также получил серебро Менделеевской олимпиады по химии, уровень которой сравним с международной олимпиадой.
«Я с самого детства был увлечен наукой, изобретениями. Сначала в силу своей любознательности читал энциклопедии, научно-популярные книги. В школе думал заниматься математикой, но, когда в седьмом классе началась физика, я понял, что это мне не только интересно, но у меня еще и хорошо получается», — рассказывает выпускник.
В своей подготовке к олимпиадам он выделяет два этапа. Первый — участие в сборах, когда на протяжении двух-трех недель проходят лекции, семинары. Второй, не менее важный, заключается в систематическом выполнении задач, накоплении опыта.
Подготовка к олимпиадам дается Даниилу относительно легко, поэтому остается много времени на отдых, разработку проектов и программирование, а также на второе крупное увлечение — музыку: «Я активно занимаюсь музыкой: играю на пианино, недавно начал играть на скрипке. Сейчас музыка — это огромная часть моей жизни».
Но все-таки свое будущее он связывает именно с физикой. Уже во время учебы планирует сделать окончательный выбор между научной и практической деятельностью.
«Школьное обучение очень слабо связано с реальной научной деятельностью. Даже олимпиада — это в каком-то смысле спорт, когда нужно решить относительно несложные задачи за короткий промежуток времени, а научная работа может занять месяцы и даже годы. Поэтому в университете я хочу понять, насколько она меня привлекает, и в зависимости от этого принять решение», — отмечает Даниил.
Физика учит думать, искать связи, строить логические цепочки, а также разбираться в вопросе, разбивая его на отдельные элементы и находя их взаимодействие. По его словам, многие люди, получающие образование в области физики в университете, дальше идут работать в такие сферы, как консалтинг, инвестиции, анализ данных и программирование. Выбор огромный.
…и разрушает стереотипы
Победитель Европейской олимпиады по физике Тимур Прядилин, наоборот, не ожидал столь высокого результата. Это золото стало для него первым на международных соревнованиях.
Тимур начал заниматься физикой на высоком уровне позже других участников — в восьмом классе, когда перешел в специализированную школу. Сначала это был способ применить математические знания к решению более осязаемых задач, а затем физика по-настоящему увлекла.
«Физика очень часто перекликается с другими естественными науками, есть такие разделы, как биофизика, химическая физика и физическая химия. Кроме того, физика широко применяется в инженерном деле, при разработке современных технологий часто используются физические теории. А в простой жизни она учит особому взгляду на мир, помогает искать связь между различными явлениями», — отмечает Тимур Прядилин.
Теперь он планирует не только получить физическое образование, но и начать научную карьеру. Примерами для подражания школьник считает Льва Ландау, Петра Капицу и других ученых XX века, усилиями которых были сформированы основные современные разделы физики.
По словам Тимура, российская сборная получила хорошую подготовку. В МФТИ команде предоставили подборки задач, были личные занятия с преподавателями и лекции. На самой олимпиаде задания оказались сложнее и интереснее. «Мне, например, понравилась вторая задача из теоретического тура про трение нитки, намотанной на цилиндр. Требовалось рассмотреть ее с разных сторон, записать уравнения и совместить их, чтобы получить финальный ответ. Это была очень сложная задача, ее мало кто решил. Я не решил, но мне очень понравилась идея и красивое решение», — добавляет он.
Сильными противниками Тимур Прядилин назвал участников из Румынии и Венгрии, а также отметил хорошие результаты отдельных представителей стран Западной Европы.
По его словам, современные участники олимпиад полностью опровергают старые стереотипы о замкнутых, необщительных «ботаниках». Российская команда успела подружиться на соревнованиях с другими. Участники помогали друг другу советами, а в перерывах между турами играли в слова.
«На сборах, олимпиадах встречаю много открытых и дружелюбных людей, с которыми интересно общаться на темы, не связанные с физикой. У них много разных увлечений», — подчеркивает Тимур.
Он добавил, что сам в свободное время играет на гитаре, чтобы расслабиться после уроков.