1936. Свастика над олимпийскими кольцами
1 августа 1936 года трибуны нового 100-тысячного берлинского «Oлимпиаштадиона» взорвались овациями, когда рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер произнес лаконичное приветствие. Чемпион I Игр по марафонскому бегу Спиридон Луис передал фюреру олимпийскую ветвь, и после этого вспыхнул олимпийский огонь.
Многоголосый хор запел специально написанный к торжеству «Гимн Солнцу» Рихарда Штрауса, и в небо взвились 20 тысяч почтовых голубей. По всей Германии зазвонили колокола, и над стадионом повис громадный цеппелин «Гинденбург».
Уместно вспомнить, что в 1936 году в Германии прошла и зимняя Олимпиада. 756 спортсменов из 26-ти стран съехались в город, образованный накануне спортивного форума из двух старинных поселений – Гармиша и Партенкирхина.
Организация Игр прошла на высоком уровне, хотя многим участникам было противно выступать среди нацистских лозунгов и флагов со свастикой. В Берлине было много эсэсовцев и военных, что тоже создавало нервозность. Немцы готовились побеждать – пока только в спортивных состязаниях…
В параде участников летних XI Олимпийских игр приняли участие спортсмены из 49-ти стран. Пройдет всего три года, и некоторым из этих молодых людей придется сменить спортивные снаряды на боевые. Многим было суждено сгореть в пламени Второй мировой…
Еще в 1912 году Берлин был избран столицей следующей, после стокгольмской VI летней Олимпиады. Однако в 1916 году человечеству стало не до спорта – на планете полыхала Первая мировая война. «Долг» Германии возвратили в начале тридцатых, когда было принято решение провести всемирные соревнования в этой стране.
Члены МОК, выбирая между Берлином и Барселоной, отдали предпочтение - 43 голоса «за», 16 – «против» - столице Веймарской республики, которую возглавлял престарелый генерал-фельдмаршал Пауль Гинденбург.
Но вскоре ситуация в корне изменилась. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Пышным цветом расцвели антисемитизм и шовинизм, начались гонения на представителей «неарийских» национальностей. Тем не менее, президент МОК, бельгийский граф Анри де Байе-Латур и чиновники его ведомства делали вид, что ничего особенного не происходит. Да и фюрер казался им вполне респектабельным господином.
Глава национального олимпийского комитета США, будущий президент МОК Эйвери Брендедж и член ведомства Чарльз Шерилл тоже были настроены лояльно к нацистам. Накануне Олимпиады встретились с Гитлером и «пришли к выводу», что в Германии нет никаких национальных проблем.
Шерилл был буквально очарован фюрером и назвал его «неоспоримо великим лидером». В официальном бюллетене НОК США было сказано, что «американские атлеты не должны вовлекаться в нынешнюю еврейско-нацистскую перебранку».
Между прочим, к нацисту № 1 благоволил и основатель Олимпийских игр, почетный президент МОК Пьер де Кубертен, охарактеризовавший лидера Третьего рейха, как «одного из лучших творческих духов нашей эпохи» и заклеймил позором тех, кто призывал к бойкоту Игр.
В июне 1936 года на международной конференции в Париже по защите олимпийских идей было высказано предложение провести альтернативные игры в Барселоне под названием Народная Олимпиада. На ней было зарегистрировано шесть тысяч спортсменов из 22-х стран, в том числе из Советского Союза.
Однако вскоре в Испании вспыхнула гражданская война, и соревнования были отменены. Многие зарубежные атлеты взяли в руки оружие и воевали на стороне республиканцев…
Фактов, когда отвратительный национализм начал проникать в спорт, было немало. К примеру, боксера Эриха Зелига уже через несколько месяцев после прихода нацистов к власти вынудили отказаться от титула чемпиона Германии в среднем весе только за то, что он был евреем.
Впал в немилость и трехкратный чемпион I Олимпийских игр 1896 года Альфред Флатов, вынужденный закрыть гимнастический клуб и свернуть велосипедный бизнес. Он попал в концлагерь, откуда уже не вышел.
Боксер Иоганн Трольманн, выходец из цыган, стал чемпионом Германии в полутяжелом весе. Однако вскоре спортсмену сообщили, что он лишен титула за… «плохой бокс».
Был назначен новый поединок, в котором Тролльману противостоял Густав Эдер. Иоганну запретили применять свой фирменный «танец» - доведенную до блеска тактику уклонения от ударов соперника.
Он вышел на ринг с выбеленным волосами и напудренным мукой лицом, являя собой карикатуру на истинного арийца. Весь поединок он демонстративно стоял на ринге, отбиваясь от тяжелых ударов Эдера. Бесстрашный боксер продержался пять раундов и упал на ринг, обливаясь кровью… Спустя несколько лет Тролльман попал в концлагерь и стал объектом для «тренировок» надзирателей. Во время одного из издевательств он был убит…
К лету 1936 года столицу Третьего рейха отчистили до блеска, убрали – правда, на время - антисемитские лозунги и таблички. С улиц исчезли нищие, калеки, проститутки. О событиях на Олимпиаде немцы узнавали из прямых телевизионных трансляций, что было поразительно в то время. «Ящики» со светящимися экранами были доступны для зрителей в специальных «телевизионных комнатах», вход в которые был бесплатным.
В сборной Германии были собраны атлеты, чье происхождение не вызывало сомнений. «Неарийцы» были отвергнуты, несмотря на то, что могли принести немалую пользу родине. К примеру, известной прыгунье в высоту Гретель Бергманн сообщили, что результаты отборочных соревнований не позволяют включить ее в состав олимпийской команды. Но это была ложь – спортсменку не допустили к Играм только из-за национальности. Гретель была в отличной форме и за месяц до олимпиады установила рекорд Германии. «Я бы выиграла золото, другого варианта не было. Я хотела показать немцам и всему миру, что евреи – это не те ужасные, толстые, уродливые и люди, какими их рисуют, - говорила Бергманн в интервью журналу Spiegel спустя много лет. История жизни этой женщины легла в основу художественного фильма «Берлин 36», вышедшего в 2009 году.
К слову, Олимпийские игры в прыжках в высоту выиграла венгерка Ибойя Чак. В этом была усмешка истории – чемпионка была, как и Бергманн, еврейкой…
Гитлеру, к своему явному неудовольствию, пришлось пожимать руки представителям ненавистной ему расы. Кроме Чак, они побеждали в других видах спорта. Это, в частности, фехтовальщики Илона Илек и Эндре Кабош, борец Карой Карпати, ватерполист Дьердь Бруди из Венгрии, баскетболист Сэм Балтер итяжелоатлет Роберт Файн из США.
Запад, тем временем, продолжал потворствовать нацистам. Американский НОК выступил с заявлением, в котором говорилось: «Немцы не дискриминируют евреев в их олимпийских стараниях. Евреи исключены, потому что они недостаточно хорошие атлеты».
Справедливости ради, стоит заметить, что за бортом олимпиады остались не все немецкие «неарийцы» – в составе германской команды выступала фехтовальщица Хелена Майер,наполовину еврейка. Она носила форму со свастикой, и на церемонии награждения – она стала серебряным призером - вскинула руку в нацистском приветствии. За это спортсменка подверглась резкой критике - в частности, ее осудил лауреат Нобелевской премии писатель Томас Манн.
…Гитлер с тревогой ждал начала соревнований, ибо опасался сильных конкурентов. Знаменитая Лени Рифеншталь, создавшая огромную кинолетопись берлинской Олимпиады, вспоминала:
«К моему изумлению, он (Гитлер – В.Б.) сказал: «Меня Игры не очень интересуют. Лучше я останусь в стороне…»
«Но почему?» - спросила я.
Гитлер замялся. Потом сказал: «У нас нет шансов выиграть медали. Американцы победят в большинстве видов, их звездами станут негры. Мне не доставит удовольствия смотреть на это...»
Но выяснилось, что фюрер плохо разбирался в спорте. Впрочем, возможно, на него подействовали результаты сборной Германии на предыдущей Олимпиаде 1932 года в Лос-Анжелесе. Там немцы завоевали всего три золотые медали, заняв в общекомандном зачете лишь девятое место. В то же время атлеты США стали чемпионами в 41-м виде программы.
Однако в Берлине немцы доминировали, завоевав 33 золотые медали. Американцы, которых так опасался Гитлер, выступили слабее и заняли 24 первых места. Остальные участники – Венгрия, Италия, Финляндия, Франция, Швеция и другие - заметно отстали.
Настоящим героем олимпиады стал темнокожий спортсмен из США Джесси Оуэнс, завоевавший четыре золотых медали в легкой атлетике. Кстати, он в прыжках в длину обыграл немецкого атлета Луца Лонга. Немец дружил с американцем и был первым, кто поздравил его с победой. Лонг был призван в вермахт и погиб в 1943 году в Сицилии. Незадолго до рокового дня, он писал Оуэнсу, что предчувствует скорую гибель…
Если бы Советский Союз принял участие в берлинских Играх, то, возможно, оказал бы хозяевам серьезную конкуренцию - в ту пору наша страна считалась мощной спортивной державой. Но СССР не был членом Международного олимпийского комитета…
В том время в СССР было немало сильных спортсменов - легкоатлеты Александр Демин, братья Знаменские и другие братья – футболисты Старостины, теннисист Евгений Кудрявцев, пловец Александр Шумин, боксер Евгений Огуренков.
Одним из тех, кто мог выступить успешно в Берлине, был Феодосий Ванин. 24 сентября 1942 года в «Красной звезде» появилась небольшая заметка: «Вчера на московском стадионе «Динамо» шесть легкоатлетов столицы выступили на побитие рекорда в беге на 20 километров. В числе участников соревнований был чемпион СССР техник-интендант 2-го ранга Феодосий Ванин. Выступление выдающегося советского стайера ознаменовалось новым блестящим успехом. Ванин пробежал 20 километров за час 03 минуты 51 секунду. Это является не только новым всесоюзным достижением, но и значительно превышает официальный мировой рекорд (1 час 04 минуты, 02 секунды) аргентинца Цабало, установленный в 1936 году».
Ванин был 14-кратным чемпионом СССР. Уже на излете карьеры, в 1950 году он, уже 36-летний ветеран, стал третьим призером чемпионата Европы по марафону.
И все же представитель СССР выступал на Олимпийских играх в Берлине и довольно успешно. Правда, в 1936 году он представлял Эстонию. Речь – о боксере легкого веса из Эстонии Николае Степулове. Он вышел в финал турнира, проиграв венгру Имре Харанге. Наградой ему стала ему стала серебряная медаль Игр.
В 1940 году, когда Советский Союз занял Прибалтику, Степулов вступил в ряды Красной армии, был участником Великой Отечественной войны.