Белорусы уезжают. На слуху скандалы со спортсменами, но рядовые граждане не отстают
Новый спортивный скандал в Белоруссии. Вслед за участницей Олимпиады Кристиной Тимановской, отказавшейся на днях возвращаться на родину, о таком же решении объявили еще два белорусских легкоатлета. Они не участвуют в Играх в Токио, а находятся на отдыхе в Германии, где и пожелали остаться. Речь о Яне Максимовой и ее муже Андрее Кравченко.
Яне Максимовой 32 года. Она серебряный призер чемпионата Европы в помещении в пятиборье 2013 года. В июне завоевала Кубок Белоруссии, но в Токио не поехала — не выполнила олимпийский квалификационный норматив. Ее муж, Андрей Кравченко, получил серебряную медаль на Олимпиаде 2008 года в десятиборье, призер чемпионатов мира и Европы. Супруги активно выступали в поддержку протестующих. В ноябре Кравченко был задержан с кикбоксером Иваном Ганиным во время протестного марша, десять суток провел в СИЗО Жодино.
Семья уехала в Германию с маленьким ребенком больше недели назад. Изначально спортсменка писала, что они в отпуске. Максимова говорит, что раньше не хотела уезжать из-за тренера. Последней каплей стала ситуация с Тимановской:
— Мы вообще изначально сталкивались с угрозой. К нам в загородный дом приехали, моему мужу начали угрожать работники министерства, говорили, чтобы мы никуда не лезли, чтобы молчали, что у нас есть дочка. После Олимпиады, думаю, спортсменам, кто не молчит, будет нелегко остаться в Белоруссии. Я участвовала практически во всех маршах.
— В спортивном плане недовольств у вас не было?
— Нет, все было хорошо. Я очень любила место, где тренируюсь. Единственное, я была недовольна тем, что никто из нашего начальства никогда со мной не общался. Меня никогда не спрашивали хотя бы о том, что нужно для подготовки. Вот особенно сейчас, когда я готовилась к Олимпиаде готовилась.
Максимова с мужем уже отправили документы, чтобы получить политическое убежище. В МВД ФРГ говорят, что этот вопрос носит «спекулятивный характер», сообщает РИА Новости. На днях из Белоруссии на Украину уехал тренер гандбольного клуба Витязь Константин Яковлев. Ранее он был задержан на 15 суток. Business FM обсудила с белорусами, что они думают о кейсе с эмиграцией спортсменов и многие ли в их окружении тоже уезжают:
Жительница Минска Светлана спортсменов поддерживает:
— Лично я, например, считаю, что спортсмены правы.
— Что сейчас с эмиграцией белорусов в целом?
— Мои знакомые не уезжают, у меня возрастная группа пенсионная. Но молодежь уезжает, в том числе на учебу. Если верить средствам массовой информации, то наблюдаются недоборы во многие вузы. Я в разных ипостасях работала в свое время — и преподавателем, и чиновником, и на промышленном предприятии. Сейчас везде, по моей информации, закручиваются гайки. Причем ситуация со спортсменами показательна в том смысле, что отношение к людям наплевательское.
Житель Жодино Руслан отмечает, что в его окружении за границу уехало четыре человека:
— Условия, которые сейчас Беларуси, абсолютно неприемлемы для развития жизни людей, которые хотят чего-то добиваться и как-то развиваться. Четыре человека, с которыми мы постоянно общались, уехали в Польшу. Очень много людей на низком старте. [Они готовы уехать], если ничего не поменяется.
— Вы сами не думаете уехать?
— У меня большая семья — трое детей. Вопросов организационных больше, нежели если бы у тебя один, допустим, ребенок. На улицу куда-то сейчас с флагами я однозначно не пойду. Понимаю, какие могут быть последствия. Думаю, что протест внутри людей все равно остался. Каждый проявляет его по-своему: кто-то на рабочем месте, кто-то бизнес уводит из Беларуси, кто-то просто в магазины не ходит государственные.
Житель Минска Олег говорит, что не хочет уезжать из страны:
«Не хочется из Беларуси уезжать, хочется приносить какую-то пользу своему народу. Но именно такие ситуации показывают, насколько ты ставишь себя под угрозу, свое будущее. В Беларуси миграция всегда была на очень высоком уровне. Я видел статистику, что по выданным шенгенским визам у белорусов было лидерство во всем мире. То, что происходит в последний год, это, конечно, апофеоз. У меня близкий друг вынужден находиться за рубежом, у него мать в больнице, отец умер на прошлой неделе — он не может вернуться».
Какой-то статистики по самым популярным направлениям для эмиграции в белорусских СМИ нет. Но по словам собеседников Business FM, гуманитарии чаще всего уезжают на Украину, чтобы продолжать там работать на родном языке. Технари, в частности айтишники, едут в США и Польшу. Ну и традиционно существует постоянный поток белорусов, которые уезжает в Россию.