По следам провала таджикской команды на Олимпиаде в Токио-2020: кто виноват и что делать?
ДУШАНБЕ, август – SPORTS.tj. А также другие вопросы:
Кого-то волнует то, что олимпийский спорт (все олимпийские виды спорта) в нашей стране мертв? Вообще важно ли это кому-то или нужен только массовый спорт (фестивали, марафоны и прочее)?
И почему никто после такого не подает в отставку?
Эти и другие вопросы никогда не теряли свою актуальность с 2012 года. Да, тогда Мавзуна Чориева взяла бронзу, но в целом по выступлениям и по уровню стало понятно, что семена нашего кризиса уже были посеяны.
Продолжился провал в 2016-м. Вы не ошиблись, тогда молотобоец Дильшод Назаров просто спас абсолютно всех, выиграв своим потом и кровью заслуженное золото.
И вот 2021-й. Токио-2020. Изначально весь олимпийский цикл – провал. После Рио-2016 никто не сделал никакие выводы. Или никто не посчитал нужным это сделать. Результат – налицо. Доколе? Другими словами, сколько это будет продолжаться?
Причина – пандемия? А разве на какие-то другие сборные это повлияло? Сказалось ли это на 14 других командах бывшего СССР, кроме Таджикистана? У всех есть хотя бы одна медаль…
Итак, две с лишним недели олимпийского праздника в Токио-2020 подошли к концу, но мы не были приглашены на этот праздник. Почему же так? До тех пор, пока душевноранимые псевдоспециалисты занимают свои должности и позиции, говорить об их работе нет смысла. А работа эта при отсутствии критики, естественно, лучше не стала.
Конечно, нельзя всех брать под одну гребенку. Здесь идет больше просьба к вышестоящим спортивным руководителям о том, что настала пора менять всю систему и рассмотреть ряд других вопросом в пользу выхода из кризиса и во благо дальнейшего развития нашего спорта.
Не массового, а именно профессионального, олимпийского спорта. Ведь только он прославляет республику на мировой арене, он повышает имидж страны.
И ладно бы только отсутствие медалей. Можно принять, если бы была воля, неравнодушие, конкурентоспособность. Но, конечно, это не вина самих спортсменов в полной мере. Здесь несколько причин. Говорить об этом будем далее с нашим экспертом – прославленной Зебинисо Рустамовой.
МЫ СЕГОДНЯ БЫЛИ БЫ НА КОНЕ, ЕСЛИ БЫ….
– Хочется начать с приятного – ученица Лолы Валиходжаевой стала серебряным призером Олимпийских игр. Это Елена Осипова. Валиходжаева – чемпионка мира в командном зачете по стрельбе из лука 1992 года. Она уехала в Таганрог и вот результат – школа у нее есть, техника есть, условия в России, – говорит Рустамова.
Далее пройдем по важным пунктам, о том, что сделано и не сделано:
1. Инструкции и поручения Президента страны Эмомали Рахмона на встрече со спортсменами в 2010 году. Они полностью так еще и не выполняются. А на дворе уже 2021-й.
2. Постановление Правительства об аккредитации спортивных федераций. Аккредитация – это признание государством общественной спортивной федерации в республике по видам спорта. Это важно выполнять (в первую очередь, во всем мире государство финансирует олимпийские виды и то, которые признаны МОК).
3. Постановление Правительства о создание Центра подготовки сборных команд Таджикистана и резерва. Механизм Центра так и до сих пор не работает. А Центр – это целое предприятие, где обязаны обеспечивать подготовку спортсменов и резерва.
4. Постановление Правительства о создании отдела сборных команд республики. Выполняется ли это? Никто не афиширует. Есть ли список сборных, критерии отбора, план подготовки по видам спорта?
5. Постановление Правительства об освобожденных тренеров по олимпийским видам. Опять же, выполняется ли, есть ли это?
6. Положение о спортивных школах. Утверждено, но не работает и не выполняется. А как и кому это выполнять? Как запустить механизм работы? Кто знает? Если бы все это выполнялось и работало, то мы сегодня были бы на коне.
7. Правительством страны была утверждена Программа подготовки олимпийцев на Олимпиаду-2020 в Токио. Как выполнялось финансирование спортсменов и выполнялась ли эта Программа? Результата-то нет…
8. В этом году впервые различным федерациям выделили гранты для своих деятельностей и развития. Будет ли результат? Кто-то прозрачно отчитается, куда именно и на что потратили копейку до копейки?
– Помимо этого, важны спортивные базы – это было мечтой для меня. Более 10000 спортивных сооружений, Дворцы спорта, крытые бассейны, теннисные корты почти во всех регионах страны и многое другое. А где кадры? Постановлением Правительства был создан Центр переподготовки спортивных кадров, а занимаются ли ни они кадрами для спортсооружений? Хотя бы 5000 инструкторов по спорту нам необходимы, – говорит Зебинисо Рустамова.
ПОЧЕМУ РУКОВОДСТВО СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПОЛУЧАЕТ ПРОЦЕНТЫ ЗА СПОРСТМЕНОВ? А САМ СПОРТСМЕН – НОЛЬ!
Уполномоченный орган в сфере физической культуры и спорта – важно понять, что они сделали для того, чтобы эти объекты действовали. В мире признается сертификат тренера международной федерации и НОК страны, а у нас нет. Сколько лет надо, чтобы их подготовить? А ведь еще пенсионерам работать нельзя, есть только исключения для нескольких пенсионеров.
У нас есть спортинтернат, хотя давно все это переименовали на училище олимпийского резерва, которое после завершения выдает аттестат тренера. Но какого уровня? А ведь раньше в спортинтернате учились наши знаменитые спортсмены – Юрий Лобанов, Эрика Шиллер, Ирина Баринова и др., – отмечает Зебинисо Рустамова.
– Но самое интересное – про спортсменов, от которых мы ждем мировые результаты. Сегодня им все тяжелее завоевать медали. Так вот за результат спортсмена невысокую зарплату и проценты получает его тренер, а вот руководство спортивных школ за всех спортсменов получают приличные проценты, а спортсмен – ноль! Как так?
Ему остается быть голодным, без инвентаря, без спортивных сборов, без физкультурного диспансера, без научных групп? И при этом от него требуют показать результат. Как так-то???
Кроме того, спортсмену необходимо семью кормить. А как, если нет штатных команд сборных РТ, нет зарплаты, договора и т.д.?
НАМ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ! И НАДО ОТДЕЛИТЬ СПОРТ ОТ МОЛОДЕЖИ!
– Считаю наших спортсменов героями – команда была хорошей, но им не хватало высокой техники, выносливости и физической подготовки, так как нет супертренеров. И потом у нас всего два спортсмена взяли лицензии, дзюдоисты прошли по рейтингу, а другим дали квоты. При этом те, кто рейтингу, должны были постоянно выступать на международной арене, чтобы набирать очки, и все силы отдали туда.
А главное – нет спарринг-партнеров и резерва. А где их взять, когда нет специалистов-практиков. Нужно приглашать зарубежных специалистов, азиатских, из России. Надо создать им условия и выполнять их требования подготовки, платить по достоинству.
Молодежь – это политика, спорт – тоже политика, но отраслевая. Как говорит Президент страны, в отраслях обязаны работать специалисты. Специалисты-практики.
Спорт требует много внимания и ювелирной работы. Пример – Россия: вовремя разделили спорт от молодежи и высшее образование от среднего образования и вот результат!
В развитии спорта и физической культуры также большую роль играет Министерство образования, профсоюзы по месту жительства.
По отчетам Комитета по делам молодежи и спорта, у нас в стране 70 процентов молодежи, поэтому у них времени на изучение и вникание развития спорта и физической культуры не остается. Что же, следовательно, важно сделать? Важно отделить спорт от молодежи в отдельный орган!
Реформы необходимы. Просто крайне необходимы. Надо выбираться из этого кризиса – дальше будет только хуже.
Также надо выполнять все поручения и инструкции Президента страны и Постановления и Программы правительства. Своевременно и чтобы все было креативно и шагать со временем.
НАДО НАЧИНАТЬ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ!
Итак, физическую культуру и спорт надо отделять. И доверить ее федерациям – только работники комитетов не могут все делать. Комитету по спорту надо вести политику физической культуры и спорта, а везде важно, чтобы работали специалисты-практики.
Дильшод Назаров – наш золотой призер, включился в работу и видно – очень многое изменений к лучшему, стало проще работать, так как у него большой опыт в большом спорте. Думаю, ему надо дать больше полномочий в развитии спорта страны.
И еще директорам высших спортивных школ и ЦОП сборных команд придется уйти в отставку!
Времени очень мало – с нового года начинаются новые лицензионные соревнования, надо привести все в порядок, выходить из кризиса и начинать правильно работать, – заметила Зебинисо Рустамова.
СПОРТ СОЗРЕЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ
Кстати, сам Дильшод Назаров тоже очень переживал за команду. Теперь, по его словам, с новыми силами нужно уже готовиться к следующей Олимпиаде. Дело в том, что время до Парижской Олимпиады-2024 осталось очень мало, четырёхлетний олимпийский цикл уже нарушен.
– Три года – для подготовки спортсмена очень малый срок, это я знаю по себе. Но планомерно готовиться к 2028 году есть все условия. Для этого мы все – комитет и федерации – должны совместно работать. В этом году Комитет по делам молодежи и спорта сделал все возможное, что было в наших силах.
Главная проблема подготовки к следующим двум Олимпиадам – это нехватка тренерских кадров. В этом направлении нам нужно поработать с другими странами и пригласить квалифицированных тренеров в Таджикистан для работы с нашими олимпийцами.
От приглашения иностранных специалистов в Таджикистан имеет двойную пользу для нас – это обходится не очень дорого, да еще наши тренеры, которые помогают им, могут перенять их опыт и знания.
Отправлять спортсменов к зарубежному тренеру в другие страны и вести там долгую подготовку, экономически невыгодно. Но сборы и участие на соревнованиях в зарубежных странах не отменяются, конечно. Нужен не один, а несколько иностранных тренеров по тем видам, по которым мы рассчитываем на олимпийские медали – дзюдо, бокс, таэквон-до, легкая атлетика, борьба вольная и классическая. Не нужно забывать и о стрельбе из лука, у нас по этому виду спорта есть богатые традиции.
Многие эксперты призывают отделить спорт от молодежного комитета и образовать отдельную структуру. Действительно, назрела необходимость в этом. Спорт в Таджикистане уже обладает достаточной базой, чтобы стать самостоятельной структурой, и в связи с его развитием, появляются все более новые направления, которые требуют оптимального управления, – подытожил Дильшод Назаров.