Первая волгоградка – чемпионка Олимпиады посетила родной регион
30 сентября 1988 года Ольга Бондаренко (Кренцер) победила на Олимпиаде в Сеуле на дистанции 10 000 метров с олимпийским рекордом. В 90-е знаменитая спортсменка вместе с семьей переехала в Германию, но никогда о Волгограде и родном Котово не забывала. Во время очередного приезда с ней удалось встретиться обозревателю «Волгоградской правды» Анатолию Любименко.
«Я представляла великое государство»
- Оля, вы часто бываете в Волгограде. Здесь еще остались ваши родственники?
- В этот раз я приехала по просьбе мамы, которая недавно ушла от нас, чтобы посетить могилу бабушки, похороненную на кладбище в Котово. Других родственников в Волгограде у меня нет, зато есть друзья, которые всегда окружали и окружают меня. Я в этом плане счастливый человек. Вот сейчас мне Татьяночка звонила. Когда хотела бросить вуз, потому что не нравилось общежитие, она сказала «нет». И я жила в их семье, хотя там своих детей было двое. Или Трофимов Евгений Васильевич. Помню, приехали ночью с соревнований в Ульяновске, негде ночевать, а он отвел нас всех к себе домой. Или Тюгаевы, которые брали меня с собой в лагерь. Мария Петровна Суворова из областного спорткомитета, которой, к сожалению, уже нет среди нас, опекала меня многие годы, была моей феей. Я выступала за Котовский район, за Волгоград, за Россию, за Советский Союз… Это было действительно великое государство, и я гордилась, что представляю его. Когда играл гимн страны, а на груди эти 4 буквы – СССР! Это было нечто недосягаемое, но я добилась этого права. Это был космос!
- Не секрет, что спорт был для многих шансом на лучшую жизнь. Для вас тоже?
- Это не мой случай. Я была с детства невероятно честолюбивой. Уже в 5-6 лет хотела быть только лучшей. Неважно в чем, но первой. Мечтала стать фигуристкой, очень рано встала на коньки и уже в 6 лет на обычных беговых училась прыгать. Падения и ушибы не останавливали. Папе говорила: я поеду к Жуку. (Заслуженный тренер СССР Станислав Жук – Прим. ред). Потом хотела стать гимнасткой, но из-за плохой растяжки мне предложили заняться другим спортом. Легкая атлетика появилась в моей жизни случайно.
Легких дней было немного
- Когда почувствовали, что спорт для вас значит нечто большее, чем увлечение?
- Этапов много было. В юниорках все выигрывала, но потом нелегкий переход во взрослый спорт тянулся 4 года. Тренеры сборной всерьез меня не воспринимали. Но спасибо моему первому тренеру Василию Ивановичу Попову, который в Котово заложил такую базу, что ее надолго хватило. Когда заканчивала школу, и меня нужно было, как птичку выпускать на свободу, он сказал: теперь тебя никто и ничто не сломает. Но не скажу, что у него была страшные тренировки, потому что я воспринимала их легко, быстро восстанавливалась.
- В национальную сборную вы попали в 1984-м?
- Василий Иванович говорил, что не будь я на три головы выше соперниц, так бы и осталась в Котово. Наверное, он прав. Установила мировой рекорд на 10 км и попала в сборную. А в мае сообщили, что мы не едем на Олимпиаду в Лос-Анжелесе. Честно говоря, не сильно переживала. Я только что ворвалась в сборную и оттуда меня уже не выпихнуть. Молодая, показывала результаты. Конечно, следующие четыре года не были сплошными розами. Скорее шипы. Не так много было дней хороших, легких, когда я чувствовала, что летаю, как птичка. В основном был труд на фоне переутомления. И чтобы его переварить, требовался не один месяц. И, конечно, очень хотела продержаться в сборной до Олимпиады в Сеуле.
Сказка сложилась не полностью
- Почему вы в 28 лет ушли из спорта?
- Когда вышла в финале на дорожку знала: это мое последнее выступление. За полтора года до Олимпиады травмировалась на чемпионате мира. Ужасно, что никто не мог сказать, какие будут последствия. Последовавшие долгие месяцы меня измотали невероятно. Психически и я и мои близки были просто на последнем дыхании. Я бросала и начинала, и это повторялось не раз. Тренеры знали о происходящем и ставку на меня уже не делали. За все время от чемпионата мира и до Олимпиады я пробежала всего один раз: 15 км во Владивостоке. Преследовал страх, что травма даст о себе знать и все. И я решила ждать до последнего. Если уж случится, то пусть это будет на Олимпиаде, в самом последнем забеге. На последней сотне метров. И я все время мучилась: а хватит ли меня на этот забег?
- Что помогло продержаться? Самолюбие, нежелание подвести команду, тренера?
- На дистанции в такие секунды не можешь думать о других. Только о себе, о своих ощущениях. Только одна мысль: я так тяжело и долго работала, это мой последний старт. Поэтому должна все отдать, но выиграть. Я просчитала весь забег, как машина и победила. 17 лет я шла по этому пути. И на вершине – золотая олимпийская медаль.
- Так вы ушли из спорта из-за травмы?
- Нет. Я хотела иметь нормальную, полную семью, родить ребенка. О будущей профессии, кем буду работать - даже не задумывалась. Я словно нарисовала себе красивую сказку. Как полностью отдам себя воспитанию ребенка, как буду заботиться о нем, делать все, что должна делать мать. Но в 1991 году жизнь внесла большие перемены в планы. Советский Союз приказал долго жить, пришла инфляция… Мы потеряли страну, а это было пострашнее финансовых потерь.
Быть завтра лучше, чем сегодня
- Вы приезжаете из Германии в Россию часто. Какие изменения особенно заметны?
- Как и везде, люди отдаляются друг от друга, ценности поменялись и это самое трагичное. Увы, мы не вернем прошлое, наши дети живут иначе. Спорт был огромной дружной семьей, в которой все дети равны независимо от успешности. Сейчас эта семья рушится, в этом мире уже холодно. Прежде тренеры лепили из детей чемпионов и наслаждались этим. Сейчас их руки вынуждены заниматься другим, да и материал для лепки не тот. В руках у ребенка симулятор, на экране он обгоняет всех и ему этого достаточно. В своем мире он чемпион! Спортом занимаются не самые талантливые, а те, чьи родители в состоянии оплачивать увлечение. В Германии детский спорт практически рухнул, потому что нет ДЮСШ.
- Но честолюбивые, одаренные физически люди, как в вашем случае, все равно добиваются успеха…
- Без базиса ничего не сделаешь. Вы не построите дом без фундамента. Чего бы я добилась, не окажись в Котово Василия Ивановича? 17 лет занял путь до вершины – до золотой олимпийской медали. Раве я могла бы проделать этот путь в одиночку? Меня кормили, обеспечивали, тренировали, возили на соревнования… Мы нуждались в этой заботе. Говорят, что спортсмены – эгоисты. Но мы отдавали все силы спорту, представляли не только себя, но и страну. Нам помогали все и поэтому наш результат – плод общих усилий.
- Спорт остался в вашей жизни?
- Это и сейчас ее основная часть. Я никогда его не бросала, но постепенно снижала нагрузки, и всегда прекрасно себя чувствовала. Чем дальше, тем лучше понимаю, что не должна прекращать занятия. Бегаю 4-5 раз в неделю от 40 минут до часа в любую погоду. И 2-3 раза в неделю фитнесс. До начала пандемии участвовала в любительских забегах. Здесь моя проблема в том, что как всегда хочется быть первой (смеется). Плохо бегать не хочу, а хорошо не всегда получается. Недавно пригласили на очередной марафон, но я отказалась. А вот участвовать в награждении победителей согласилась (смеется).
- В чем сила великая спорта?
- Каждый день быть лучше, чем вчера. А завтра лучше, чем сегодня.
Справка «Волгоградской правды.ру»
Ольга Петровна Бондаренко родилась 2 июня 1960 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1986). Окончила Волгоградский государственный институт физической культуры. Олимпийская чемпионка 1988 года в Сеуле в беге на 10 000 м (с рекордом Олимпиады – 31.05,21). Семикратная чемпионка Советского Союза на дистанциях 3 000, 5 000, 10 000 м и кроссе. Неоднократный призер мировых и европейских чемпионатов.